Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания.
Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Принципы воспитания |
Методы воспитания |
1. Обязательность. Принципы воспитания - не совет, не рекомендация. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Нарушение принципов не просто снижает эффективность воспитательного процесса, но и подрывает его основы. Воспитатель нарушивший требования отстраняется от этого процесса, а за грубое и умышленное нарушение может быть привлечен к судебному преследованию. |
1. Метод формирования познания (убеждения) - рассказ, объяснение, лекция, беседа, доклад, внушение, дискуссия. |
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающие их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. |
2. Метод организации и деятельности, формирование опыта поведения. Упражнения, приучение, педагогические и общественные требования, поручения. |
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, тех, что требуют реализации в первую очередь и тех, осуществление которых можно отложить на завтра. |
3. Методическое стимулирование (мотивация) - соревнования, поощрения, наказание. |
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему современной отечественной системы воспитания, руководствуясь следующими принципами:
общественная направленность воспитания;
связь воспитания с жизнью, трудом;
гуманизация воспитания.
Полезная информация:
Нравственное воспитание на уроках физической культуры
Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной бол ...
Методика вокальной работы в детской эстрадной студии
Задача руководителя связана с общеэстетическим развитием ученика, с расширением её знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. Воспитание осуществляется в процессе обучения певца профессиональным навыкам усвоения им специальных знаний, необходимых для вокально-исполн ...
Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса
Обучение не просто дает знание, а формирует и развивает личность, ее мировоззрение, культуру, характер. Сообщая учащимся знание, мы воспитываем их нравственно. Нам важно, как направлены эти знания, в каких делах и поступках проявляются. Соединение обучения и воспитания в единый процесс предполагает ...