Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие эффективности образовательного процесса

Образование и воспитание » Влияние взаимодействия семьи и школы на формирование коллектива класса » Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие эффективности образовательного процесса

Страница 2

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:

- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

- организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

-включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

- правовое просвещение родителей;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании;

- совместная со школой организация социальной защиты детей;

- организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Исследователями предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи.

1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.

Педагоги школы должны опираться на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

2) Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» может выступать одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий могут быть разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу должны «Университета» вовлекаться не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Психо-физиологические и психологические особенности студентов и их учет при разработке и использовании информационных технологий обучения
Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результ ...

Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия"
Цель: формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Расширить знания детей о вредных привычках. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества. Побуждать к нравственному самосовершенствованию. Подготовительная работа Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей ...

Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru