Особенности системы формирования профессиональной мобильности в учебном и воспитательном процессе ГОУ СПО «Комсомольского-на-Амуре металлургического техникума»

Образование и воспитание » Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалистов в металлургическом техникуме » Особенности системы формирования профессиональной мобильности в учебном и воспитательном процессе ГОУ СПО «Комсомольского-на-Амуре металлургического техникума»

Страница 3

Рис. 2.5 – Оценка организационных склонностей студентов металлургического техникума

Из рисунка видно, что по организаторским показателям студенты развиты намного хуже. Для 48% испытуемых характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они способны отстаивать свое мнение, планируют свою деятельность, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию своих склонностей. Присущи ниже среднего уровня организаторские склонности 35% испытуемым. Они плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Низкий уровень проявления организаторских склонностей присущ 10% студентам. К группе с высоким уровнем проявления организаторских склонностей относятся 5% испытуемых. Они занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение с трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Рефлексивный компонент выступает составляющим профессиональной мобильности, заключается в способности к самореализации в профессиональной деятельности, в способности к самовыражению в профессиональной деятельности.

При выявлении уровня сформированности рефлексивного компонента использовали метод решения ситуативных задач, на примере ситуативной игры «Кораблекрушение», которая позволяет оценить способность к самовыражению, самореализации, и оказывать влияние на партнера, а также проверка коммуникативных способностей.

Ситуационная игра является средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Она имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Во вступительном слове перед участниками обосновывается тема ситуации, ставятся цели. Для современного специалиста, работающего в управленческом поле «направленность на дело - направленность на человека», большое значение приобретает достижение согласия с исполнителями. В связи с этим в процессе оценки деловых качеств претендента на управленческую должность применяются методики, позволяющие определить степень выраженности таких качеств, как способность к сотрудничеству и адаптации к новой ситуации, умение убеждать и слушать собеседника, умение владеть речью и аргументировать свои выводы.

Целями изучения ситуации являются: тренировка навыка аналитического мышления, связанного с выбором варианта решения проблемы в соответствии со здравым смыслом, а также оценивается возможность взаимопонимания с исполнителями и способность к самовыражению, самореализации и оказанию влияния на партнера.

Далее представляется экспертный совет, который состоит из 3 преподавателей, которые и оценивают участников. Студенты делятся на команды по 5-6 человек, каждая из которых выбирает своего лидера. После чего руководитель оглашает характеристику проблемной ситуации и порядок разработки ситуации. Оценивается экспертами индивидуальные результаты ранжирования с групповым и анализируют индивидуальные способности испытуемых.

Критериями оценивания в ситуационной игре выступают: умение убеждать, способность к сотрудничеству, адаптация в новой ситуации, самоконтроль, умение владеть речью, словарный запас, умение слушать собеседника, способность к творческому мышлению, умение аргументировать свои доводы, этичность поведения. По данным каждого испытуемого составляется заключение, используя шкалу участника групповой работы.

Профессионально важным качеством является умение поддерживать отношения с людьми независимо от личных пристрастий.

Способность у студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» к самореализации, самовыражению и оказанию влияния мнения на партнеров отражено на рисунке 2.6.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Модернизация образования и современное школьное обществоведение
На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, ег ...

Обоснование содержания и методики физического воспитания оздоровительной направленности девушек 10-11классов
В течение последнего десятилетия повышенный интерес у педагогов вызывает проблема совершенствования физического воспитания девушек старшего школьного возраста связанного с ухудшением состояния их здоровья. Это определяет актуальность проблемы физического воспитания и требует дальнейшего совершенств ...

Роль взрослого в формировании элементов математических представлений у дошкольников
Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru