Процесс формирования профессиональной мобильности менеджера

Страница 4

Мотивы достижения рассматриваются в качестве детерминанты активности личности в процессе совместной профессиональной деятельности. Однако ведущим мотивом совместной профессиональной деятельности нам представляется мотив аффилиации, т. к. его цель во взаимной и доверительной связи, поддержке и симпатии партнеров по общению. Эта мысль находит подтверждение в высказывании Генри А. Мюррея, который видит цель мотива аффилиации в том, чтобы «радоваться другим людям, и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними». Совсем иначе Х. Хекхаузен рассматривает аффилиацию, понимая под этим понятием определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Согласно данным Лансинга и Хейнса, люди с высоким мотивом аффилиации проявляют большую активность в профессиональном общении. Поэтому аффилиация является важным компонентом в формировании профессиональной компетентности и требует пристального внимания и вмешательства со стороны преподавателя.

На наш взгляд, профессиональная деятельность менеджера предполагает включение в коммуникативный компонент следующих умений: умение проведения деловых встреч, переговоров, бесед; умение проведения деловых совещаний; владение деловым этикетом и культурой речи (деловая риторика, грамотность речи), умение слушать. Отметим, что в поле деятельности менеджера коммуникативный компонент включает также умения проконсультировать, обсудить план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом на производственном совещании, научной конференции.

В структуре профессиональной мобильности нам представляется важным выделение такого компонента, который определял бы уровень развития самооценки, понимания собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональном общении. Таким компонентом, на наш взгляд, является рефлексивный.

Обоснованно апеллировать к этому компоненту нам позволяют исследования Горшковой В.В., Зинченко В.П., Ильиной Г.Н, Соломатиной А.М., в которых рефлексивность рассматривается как одна из основополагающих характеристик профессионального общения.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений: сформированность таких важных для менеджера качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, способность к импровизации, предвидению, инициативному, критическому и инновационному рефлексированию и прогнозированию результатов своей деятельности и отношений, творческому воображению, а также профессионально-значимых знаний, умений, навыков.

Таким образом, процесс формирования профессиональной мобильности менеджера происходит в единстве четырех компонентов: мотивационном, когнитивном, коммуникативном и рефлексивном, через следующие функции: информационно-коммуникативную, аналитико-конструктивную, деятельностно-регулятивную, формирующе-развивающую, профилактико-воспитывающую.

В мотивационном компоненте формируется наличие интереса к профессиональной и профессиональной деятельности, который характеризует потребность личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации профессионально-педагогической деятельности и взаимодействия.

В свою очередь уровень развития когнитивного компонента менеджера определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в области профессионального общения.

Коммуникативный компонент проявляется в умении устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, овладевать средствами вербального и невербального общения.

Таким образом, и структуре профессиональной мобильности нам представляется важным выделение такого компонента, который определял бы уровень развития самооценки, понимания собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональном общении. Это рефлексивный компонент, который проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Принцип рекапитуляции Гренвилла Стэнли Холла
Гренвилл Стэнли Холл родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфидд, штат Массачусетс, в семье небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл связал свою жизнь с религией. В 1863 г., когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в колледж Уильямса, решившись не б ...

Развитие института отцовства
Отцовство – отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании. С биологической точки зрения вклад отца в появление ребёнка ограничивается моментом зачатия, а выхаживание, воспитание младенца осуществ ...

Характеристика основных форм поощрения и наказания школьников
Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru