Основные подходы к пониманию профессиональной мобильности

Страница 2

Таким образом, не только за границей вопрос компетентностного подхода разрабатывался, параллельно с зарубежными учеными весомый вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые, которые рассмотрели в общем контексте психологию труда с точки зрения профессиональной компетентности, коммуникативные аспекты компетентности, а также выделили интегративную природу компетентности.

Поэтому необходимо подробнее рассмотреть существующие подходы к проблеме профессиональной мобильности специалиста в современной отечественной науке.

А.К.Маркова выделяет несколько видов профессиональной мобильности, наличие которой означает зрелость человека в профессиональной деятельности:

специальная мобильность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная мобильность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная мобильность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная мобильности - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.

В одной из последних работ А. К. Марковой уточняется определение профессиональной мобильности, как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Понятие «мобильности» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.

Иначе К.В. Шапошников понимает категорию «профессиональная мобильности» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная мобильности «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром». К.В. Шапошников и А.Н. Дорофеев считают, что в основу показателей субъектной профессиональной мобильности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.

Рассматривая профессиональные мобильности, большинство исследователей выделяют:

1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности) и

2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

В настоящее время недостаточно изучена и разработана проблема, ученые работают и выдвигают новые позиции, новые направления. В некоторых исследованиях есть другие классификации:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

О необходимых условиях введения безотметочной системы обучения в начальной школе
Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых - добровольное принятие единой "оценочной политики" всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта "оценочная политика" была не просто принята на уровне школы, но и тща ...

Оборудование для лепки
К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше ...

Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих д ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru