Методика формирования речевой функции у детей раннего возраста

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Методика формирования речевой функции у детей раннего возраста

Страница 6

На основании полученных данных (таблица 7, таблицы 1 и 2) мы выстроили сравнительный график (рис. 9), где наглядно видны результаты коррекционной работы.

Мы видим постепенное снижение уровня выполнения заданий (и во время контрольного эксперимента и во время констатирующего эксперимента). Это объясняется тем, что задания подобраны с постепенным усложнением.

Первые задания, самые простые, направлены на выяснение уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно игровых действий. Высокие показатели этого уровня говорят о сформированности игровой деятельности. Игра детей, имеющих за эти задания оценку 4 балла, представляет собой цепочку разнообразных игровых действий, игровые действия многократно повторяются, варьируются. У этих детей хорошо развита процессуальная игра. По результатам контрольного эксперимента мы видим, что уровень игровых действий повысился.

Рис.9. Уровень развития психомоторных функций. Контрольный и констатирующий эксперименты

Задания, направленные на изучение предметной деятельности, зрительного восприятия, манипулятивной деятельности, имеют более низкие показатели, основная оценка – 3 балла. На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение. Выполнение серии заданий, направленных на изучение сенсорных функций, перцептивных действий, говорит о недостаточности сформированности умений детей сопоставлять предметы по их свойствам. Дети предпринимают попытку достичь правильного результата, но быстро теряют цель, недостаточно владеют культурно-фиксированными действиями.

Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности пространственных ориентировок. Наши исследования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании целого из частей (задание 8) и трудности в пространственном оперировании образами (задание 10). За выполнение этих заданий в основном дети получили 2 балла. Это говорит о замедленном процессе формирования мыслительных операций.

Рассматривая рисунок 8, мы видим, что кривая контрольного эксперимента выше кривой констатирующего эксперимента, что говорит о положительной динамике в психомоторном развитии.

Диагностические задания на стадии контрольного эксперимента позволяют выделить уровень психомоторного развития детей (рис.10).

Рис.10. Уровни психомоторного развития

Сравнительные показатели на стадии констатирующего и контрольного эксперимента отражают положительную динамику психомоторного развития детей экспериментальной группы. Увеличилось процентное количество детей (рис.10), психомоторное развитие которых приблизилось к нормативным показателям. То есть 20% детей экспериментальной группы, воспитывающихся в Доме ребенка, имеют четвертую группу развития, что говорит о хорошем уровне их умственного развития. Также уменьшилось на 10% количество детей, имеющих вторую группу развития, то есть имеющих серьезное недоразвитие общих интеллектуальных умений.

Остальные 70% детей экспериментальной группы составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками, включаются в совместную игру со взрослыми и могут выполнить самостоятельно предметно игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, но они не могут сами выполнить задания, после обучения с заданиями справляются. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать детей Дома ребенка и удержать на протяжении той или иной деятельности. Часто дети действуют импульсивно, отвлекаются. Процессы восприятия также сформированы еще недостаточно.

На основании полученных данных о состоянии психомоторного развития детей раннего возраста, после проведенного курса коррекционных мероприятий, можно сделать вывод о том, что показатели незначительно улучшились. Это еще раз доказывает то, что дети этого возраста, имеющие сенсорную и эмоциональную депривацию, нуждаются в более длительном коррекционном воздействии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии
В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблематичным. С появлением рынка товаров и услуг возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, агропромышленные комплексы, колхозы и со ...

Умственное развитие и воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...

Методика обучению сюжетному рисованию
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru