Методика формирования речевой функции у детей раннего возраста

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Методика формирования речевой функции у детей раннего возраста

Страница 6

На основании полученных данных (таблица 7, таблицы 1 и 2) мы выстроили сравнительный график (рис. 9), где наглядно видны результаты коррекционной работы.

Мы видим постепенное снижение уровня выполнения заданий (и во время контрольного эксперимента и во время констатирующего эксперимента). Это объясняется тем, что задания подобраны с постепенным усложнением.

Первые задания, самые простые, направлены на выяснение уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно игровых действий. Высокие показатели этого уровня говорят о сформированности игровой деятельности. Игра детей, имеющих за эти задания оценку 4 балла, представляет собой цепочку разнообразных игровых действий, игровые действия многократно повторяются, варьируются. У этих детей хорошо развита процессуальная игра. По результатам контрольного эксперимента мы видим, что уровень игровых действий повысился.

Рис.9. Уровень развития психомоторных функций. Контрольный и констатирующий эксперименты

Задания, направленные на изучение предметной деятельности, зрительного восприятия, манипулятивной деятельности, имеют более низкие показатели, основная оценка – 3 балла. На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение. Выполнение серии заданий, направленных на изучение сенсорных функций, перцептивных действий, говорит о недостаточности сформированности умений детей сопоставлять предметы по их свойствам. Дети предпринимают попытку достичь правильного результата, но быстро теряют цель, недостаточно владеют культурно-фиксированными действиями.

Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности пространственных ориентировок. Наши исследования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании целого из частей (задание 8) и трудности в пространственном оперировании образами (задание 10). За выполнение этих заданий в основном дети получили 2 балла. Это говорит о замедленном процессе формирования мыслительных операций.

Рассматривая рисунок 8, мы видим, что кривая контрольного эксперимента выше кривой констатирующего эксперимента, что говорит о положительной динамике в психомоторном развитии.

Диагностические задания на стадии контрольного эксперимента позволяют выделить уровень психомоторного развития детей (рис.10).

Рис.10. Уровни психомоторного развития

Сравнительные показатели на стадии констатирующего и контрольного эксперимента отражают положительную динамику психомоторного развития детей экспериментальной группы. Увеличилось процентное количество детей (рис.10), психомоторное развитие которых приблизилось к нормативным показателям. То есть 20% детей экспериментальной группы, воспитывающихся в Доме ребенка, имеют четвертую группу развития, что говорит о хорошем уровне их умственного развития. Также уменьшилось на 10% количество детей, имеющих вторую группу развития, то есть имеющих серьезное недоразвитие общих интеллектуальных умений.

Остальные 70% детей экспериментальной группы составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками, включаются в совместную игру со взрослыми и могут выполнить самостоятельно предметно игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу «проб»). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, но они не могут сами выполнить задания, после обучения с заданиями справляются. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать детей Дома ребенка и удержать на протяжении той или иной деятельности. Часто дети действуют импульсивно, отвлекаются. Процессы восприятия также сформированы еще недостаточно.

На основании полученных данных о состоянии психомоторного развития детей раннего возраста, после проведенного курса коррекционных мероприятий, можно сделать вывод о том, что показатели незначительно улучшились. Это еще раз доказывает то, что дети этого возраста, имеющие сенсорную и эмоциональную депривацию, нуждаются в более длительном коррекционном воздействии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Гигиенические основы физических упражнений. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями
Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность. Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдаться на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период отмечается повышенная ч ...

Сущность экологического воспитания дошкольников
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие: Ø формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процес ...

Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения
Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников. Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru