Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории

Образование и воспитание » Использование художественной литературы на уроках истории » Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории

Страница 2

а) основной целью урока является рассмотрение литературно-художественных произведений.

При подготовке таких уроков учитель должен тщательно отбирать из большого произведение материал для своего рассказа и отрывки для чтения на уроки. Скомпоновать отобранный материал, руководствуясь планом урока и учитывая время. В распоряжении учителя имеются другие разнообразные приемы и методы её использование на уроки. Обращение в художественную литературу полезно в первую очередь своему учителю. Обогащенный её образом, он сможет ярче и конкретнее изложить программный материал, вызвать в сознании слушателей картины прошлого, помочь созданию у учащихся полных исторических представлений. Речь учителя приобретает большую убедительность и становится более эмоциональной. Так могут быть использованы высказывания литературных персонажей. Особенно хороши краткие стихотворные цитаты, две три строчки. Они сжаты, выразительны, производят сильные впечатления, легко запоминаются.

Пример: говоря о вооружении Красной армии в боях против Врангеля учитель использует энергичные строки Н. Титова

«винтовка, подсумок, противогаз

и хлеба фунт на троих».

Краткая цитата помогает выразить и закрепить идейное содержание урока, она не только помогает непосредственно решению образовательных задач данного урока, но является одним из приемов пропаганды книги, доступной для самостоятельного внеклассного чтения, и служит, таким образом, ознакомлению учащихся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширению общего кругозора и обогащению представлений о прошлом. При этом учитель должен дать учащимся образец безукоризненного чтения литературного произведения. Полезно при этом заранее прорепетировать чтения намеченного отрывка.

Однако чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому в старших классах, где круг художественных произведений, знакомых большинству учащихся, значительно шире, пространная литературная цитата звучит сравнительно редко на уроки истории. Чаще учитель ограничивается «напоминанием» литературного образа ссылаемый на знакомое учащимся литературное произведение. Краткая ссылка на литературный образ имеет место в тех случаях, когда литературный источник хорошо знаком учащимся. Однако учитель не ограничивается напоминанием о соответствующем литературном произведении, но точно должен указать конкретный образ, эпизод и.т.п. Такого рода ссылкой учитель мобилизует сознание слушателей представления, связанные с названным литературным материалом, оживляет ряд ассоциативных связей, усиливает внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятия исторического материала и облегчает его осмысливание учащимися. Отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников знаний об изучаемой эпохе, подвергается «разбору». Разбор литературных памятников проводится либо методом комментированного чтения, когда разбор ведет сам учитель, изредка привлекая класс путем постановки вопроса, либо методом развернутой беседы. Работа такая напоминает разбор исторического документа. Учитель прочитывает вслух источник, а затем ведет его анализ по частям, еще раз читает небольшие абзацы (или даже отдельные фразы), нуждающиеся в объяснении и анализе, ставит вопросы. В трудах классика марксизма-ленинизма учитель может найти не только образцы применение художественной литературы, но прямые указания по методике использования литературных образов в освещении общественно политических вопросах. Так в письме в редакцию «Правды» от 18 сентября 1912 года В.И. Ленин рекомендует от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в «Правде» Щедрина и других писателей «старой» народнической демократией».

Растолковывать на уроках истории литературный образ - значит, объяснить учащимся чему он учит при изучении исторического прошлого о каких исторических явлениях и что именно он нам сообщает. Таким методом можно растолковывать отрывок из Евгения Онегина: картина кабинета Евгения Онегина, где имелось:

Все, чем для приятности обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по балтическим волнам

За лес и сало возят нам,

Все что в Париже вкус голодный

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Происхождение природных горючих ископаемых
Ответ на вопрос о происхождении каменного угля однозначен и дан еще М.В.Ломоносовым. Многочисленные образцы отпечатков не только листьев, но и целых стволов деревьев неоспоримо свидетельствуют о том, что уголь образовался из остатков древних растений. Существует много свидетельств в пользу органиче ...

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Значение психофизиологических особенностей младших школьников при проведении игр
Работа с младшими школьниками заставляют глубже изучать их психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно у 6-7-летних) слабые, тем более, если учение не захватывает. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито не произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru