Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории

Образование и воспитание » Использование художественной литературы на уроках истории » Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории

Страница 2

а) основной целью урока является рассмотрение литературно-художественных произведений.

При подготовке таких уроков учитель должен тщательно отбирать из большого произведение материал для своего рассказа и отрывки для чтения на уроки. Скомпоновать отобранный материал, руководствуясь планом урока и учитывая время. В распоряжении учителя имеются другие разнообразные приемы и методы её использование на уроки. Обращение в художественную литературу полезно в первую очередь своему учителю. Обогащенный её образом, он сможет ярче и конкретнее изложить программный материал, вызвать в сознании слушателей картины прошлого, помочь созданию у учащихся полных исторических представлений. Речь учителя приобретает большую убедительность и становится более эмоциональной. Так могут быть использованы высказывания литературных персонажей. Особенно хороши краткие стихотворные цитаты, две три строчки. Они сжаты, выразительны, производят сильные впечатления, легко запоминаются.

Пример: говоря о вооружении Красной армии в боях против Врангеля учитель использует энергичные строки Н. Титова

«винтовка, подсумок, противогаз

и хлеба фунт на троих».

Краткая цитата помогает выразить и закрепить идейное содержание урока, она не только помогает непосредственно решению образовательных задач данного урока, но является одним из приемов пропаганды книги, доступной для самостоятельного внеклассного чтения, и служит, таким образом, ознакомлению учащихся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширению общего кругозора и обогащению представлений о прошлом. При этом учитель должен дать учащимся образец безукоризненного чтения литературного произведения. Полезно при этом заранее прорепетировать чтения намеченного отрывка.

Однако чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому в старших классах, где круг художественных произведений, знакомых большинству учащихся, значительно шире, пространная литературная цитата звучит сравнительно редко на уроки истории. Чаще учитель ограничивается «напоминанием» литературного образа ссылаемый на знакомое учащимся литературное произведение. Краткая ссылка на литературный образ имеет место в тех случаях, когда литературный источник хорошо знаком учащимся. Однако учитель не ограничивается напоминанием о соответствующем литературном произведении, но точно должен указать конкретный образ, эпизод и.т.п. Такого рода ссылкой учитель мобилизует сознание слушателей представления, связанные с названным литературным материалом, оживляет ряд ассоциативных связей, усиливает внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятия исторического материала и облегчает его осмысливание учащимися. Отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников знаний об изучаемой эпохе, подвергается «разбору». Разбор литературных памятников проводится либо методом комментированного чтения, когда разбор ведет сам учитель, изредка привлекая класс путем постановки вопроса, либо методом развернутой беседы. Работа такая напоминает разбор исторического документа. Учитель прочитывает вслух источник, а затем ведет его анализ по частям, еще раз читает небольшие абзацы (или даже отдельные фразы), нуждающиеся в объяснении и анализе, ставит вопросы. В трудах классика марксизма-ленинизма учитель может найти не только образцы применение художественной литературы, но прямые указания по методике использования литературных образов в освещении общественно политических вопросах. Так в письме в редакцию «Правды» от 18 сентября 1912 года В.И. Ленин рекомендует от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в «Правде» Щедрина и других писателей «старой» народнической демократией».

Растолковывать на уроках истории литературный образ - значит, объяснить учащимся чему он учит при изучении исторического прошлого о каких исторических явлениях и что именно он нам сообщает. Таким методом можно растолковывать отрывок из Евгения Онегина: картина кабинета Евгения Онегина, где имелось:

Все, чем для приятности обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по балтическим волнам

За лес и сало возят нам,

Все что в Париже вкус голодный

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методические рекомендации к теме: Умножение и деление обыкновенных дробей
На данную тему выделяется 10 часов. Темы даются учащимся конкретно – индуктивным образом, на задачах, приведенных в учебнике. Сначала дается задача, подводящая к правилу умножения дроби на натуральное число. Целесообразно повторить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, выделение целой части ...

Развитие коммуникативной функции речи
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает н ...

Функции Совета школы
В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы. Высшим руководящим органом школы является общешкольная конфер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru