Понятие и сущность метода обучения

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:

обозначает цель обучения;

способ усвоения;

характер взаимодействия субъектов обучения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основными положениями, на которых строится современная методика обучения, являются:

Любые знания, умения, навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у школьников лишь в процессе его непосредственной деятельности как педагогический результат этой деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата: каждый метод представляет собой средство управления механизмом процесса обучения, т.е. организует учебную деятельность учащегося.

Совокупность методов должна непременно приводить к достижению всех целей обучения.

Тесная взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода и типичной педагогической ситуации. Отсюда возникает важная задача методики обучения — установление и раскрытие закономерных связей успешного применения методов с типичной педагогической ситуацией.

«Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных» -- так обобщенно сформулировал это положение А.С. Макаренко на основе технологической логики педагогических процессов.

Тесная взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам обучения и воспитания.

Полезная информация:

Понятие и сущность педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случа ...

Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»
На основе анализа литературных источников и деятельности социального педагога в средней общеобразовательной школе была составлена программа по организации профессионального самоопределения «Взгляд в будущее». Беседы с социальным педагогом и психологом, а также опрос учащихся показал, что системная ...

История развития джаз-танца
Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: свободный танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми – рабами из Африки, исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru