Формирование и особенности воспитательной системы

Образование и воспитание » Учебно-воспитательный процесс по предмету "Технология" » Формирование и особенности воспитательной системы

Страница 2

Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:

цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

среда системы, освоенная субъектом;

управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Создание воспитательной системы – не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально – психологической защищенности.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

Первый этап развития воспитательной системы – этап становления.

Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;

формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;

ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;

выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);

включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;

диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;

создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается «система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея». Концепция может состоять из следующих разделов:

I. Исходное состояние воспитательной системы.

Основные параметры образовательного учреждения.

Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

Теоретико-методологические основы системы.

Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).

Этапы построения системы.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Методика обследования произвольной моторики пальцев рук
Исследование статической координации движений Задание 1: «Второй и пятый пальцы выпрямить, остальные собрать в кулак, удержать позу под счёт 1-15 на правой, левой и обеих руках». Задание 2: «Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счёт (1 -15) в той же последователь ...

Сущность воспитания, его цели и задачи
Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусс ...

Роль кабинета иностранных языков в создании языковой среды
Под языковой средой мы понимаем комплекс естественных и искусственно создаваемых условий для погружения и укоренения в культуре и приобретения посредством этого социальнозначимых качеств, а также достижение поставленных целей. В нашем исследовании создаваемая языковая среда ограничивается рамками к ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru