Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня

Образование и воспитание » Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня » Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня

Страница 2

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно – педагогической работы.

Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.) Безусловно, нельзя не отметить влияние занятий по развитию речи, обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речи.

Критериями развития связной повествовательной речи у детей младшего школьного возраста является: связность, последовательность, логичность. Показатель связности речи – использование звуковых средств связи; показатель последовательности – соответствие порядка следования предложений в тексте, последовательности событий по картинкам; логичность – соответствие текста теме картинок, правильная композиционная структура, соответствующая законом построения правильного суждения.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи. Развивать необходимые навыки помогает составление рассказов по сериям сюжетных картинок. Задачей ребёнка является осмысление фрагментов события и объединения их в целую историю. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, ребёнок учится логически организовать своё повествование и согласовывать его с изображённым на картинках.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на исследованиях, сформулированных в трудах О.С. Ушаковой. Рассказывание по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующие его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Полноценное овладение детьми навыками связной повествовательной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения связной повествовательной речью относится формирование специальных моментов, потребности в употреблении связных высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоения соответствующих синтаксических средств построения развёрнутого сообщения.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Основные операции над векторами
В различной литературе понятие вектор вводится по-разному. Так в учебнике Погорелова А.В. дается следующее определение: «Вектором мы будем называть направленный отрезок (рис. 1). Направление вектора определяется указанием его начала и конца. На чертеже направление вектора отмечается стрелкой.» В по ...

Фонематическая система русского языка
«Речевой квалифицированный слух» – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи, т.е. системы фонем языка, в к ...

Закономерности педагогического процесса
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса – это объектив ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru