Инструкция: Покажи, где:
1- кот идет по дому;
2- кот перед домом;
3- кот за домом;
4- кот на крыше;
5- кот вылезает из трубы:
6- кот под крыльцом.
Критерии оценки: 3 балла – точное понимание;
2 балла - сделано после стимулирующей помощи;
1 балл – длительный поиск картинки, организующая помощь
0 баллов - не выполнено.
3 задание. Понимание конструкций, выражающих пространственно- временные отношения при помощи предлогов.
Инструкция: Послушай внимательно и ответь.
1- Лето перед весной?
Правильно ли это? Как правильно?
2- Осень после зимы?
Правильно ли это? Как правильно?
Критерии оценки: 3 балла – ошибка выявлена и исправлена;
2 балла – ошибка выявлена и исправлена после стимулирующей помощи;
1 балл – выполнено после оказания организующей помощи;
0 баллов – ошибка не выявлена и не исправлена.
2 блок. Употребление предлогов.
1 задание. Верификация предложений.
Я буду читать предложения. Если ты услышишь в них ошибки, постарайся их исправить.
1- Собака вышла в будки.
2- На морю плывут корабли.
3- Над большим деревом была глубокая яма.
4- О Нины большое яблоко.
Критерии оценки: 3 балла – выявление и исправление ошибки;
2 балла – выполнено после стимулирующей помощи, с незначительными неточностями;
1 балл – выполнено после оказания организующей помощи, ошибка выполнена, но не исправлена;
0 баллов – ошибка не выявлена.
2 задание. Определение места предмета при помощи предлогов.
Инструкция: Опиши картинку.
1- Птичка летит над скворечником;
2- Птичка летит под скворечником;
3- Птичка сидит на скворечнике;
4- Птичка сидит в скворечнике.
Стимульный материал: картинки с изображением 2 предметов в разлиных положениях.
Критерии оценки: 3 балла – предложение составлено верно;
2 балла – выполнено после стимулирующей помощи, с и незначительными неточностями;
1 балл – выполнено после оказания организующей помощи
0 баллов – предложение не собрано.
3 задание. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: Сейчас я прочитаю предложение, в котором пропало слово.
Постарайся его найти.
1- Лена наливает чай … чашки.
2- Лодка плывет … озеру.
3- Пес сидит … конуры.
4- Птенец выпал … гнезда.
5- Щенок спрятался … крыльцо.
Критерии оценки: 3 балла – правильный ответ;
2 балла – выполнено после стимулирующей помощи;
1 балл – выполнено после оказания организующей помощи;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
На основе выполнения заданий констатирующего эксперимента нами были условно выделены уровни успешности по каждому блоку.
Уровни успешности по 1 блоку (максимум 36 баллов):
1 уровень (низкий) : 0- 17 баллов
2 уровень (средний) : 18- 23 балла
3 уровень (выше среднего) : 24- 29 баллов
4 уровень (высокий): 30- 36 баллов.
Уровни успешности по 2 блоку (максимум 39 баллов):
1 уровень (низкий): 0- 19 баллов
2 уровень (средний): 20- 29 баллов
3 уровень (выше среднего): 30- 35 баллов
4 уровень (высокий): 36- 39 баллов.
Таким образом, в экспериментальной группе по результатам обследования понимания предлогов (1 блок заданий), 10 % (1 ребенок) показал 1 уровень успешности, 10 % (1 человек)- 2 уровень, 70 % (7 человек) находятся на 3 уровне успешности и 10 % (1 ребенок)- на 4 уровне. По 2 блоку- употребление предлогов, 10 % (1 ребенок) показал 1 уровень успешности, 40 % (4 ребенка)- 2 уровень, 40 % (4 человека) оказались на 3 уровне успешности и 10 % (1 человек) – на 4 уровне. (Гистограмма 1 в Приложении).
Если сравнивать результаты успешности по обоим блокам, можно сказать, что у 30 % (3 человек) в экспериментальной группе уровень успешности одинаков и по 1, и по 2 блокам, у 50 % (5 детей) уровень успешности выше в 1 блоке, нежели во 2, что говорит о более высоком уровне развития импрессивной речи. У 20 % (2 человек) выше уровень успешности во 2 блоке по сравнению с 1.
В контрольной группе по результатам обследования понимания предлогов
20 % (2 детей) находятся на 1 уровне успешности, 10 % (1 человек) на 2 уровне, на 3 уровне находятся 60 % (6 человек) и на 4- 10 % (1 человек). По результатам выполнения 2 блока заданий, на 1 уровне находятся 20 % (2 детей), на 2 уровне –50 % (5 человек) и на 3- 30 % (3 детей). Ни один испытуемый не показал наивысшего 4 уровня успешности (Гистограмма 2 в Приложении).
Таким образом, в контрольной группе у 50 % (5 человек) уровень успешности одинаков при выполнении заданий и 1, и 2 блоков, а у 50 % (5 детей) уровень успешности выше по результатам выполнения 1 блока заданий, что говорит о более развитом уровне импрессивной речи.
Полезная информация:
Методика формирования понятия «масса тела»
Первоначальное понятие о массе тел учащиеся получают в начале изучения предмета физика на основе опытов, в которых используются упругие шары, а также шары или тележки, соединенные пружинами. Здесь же вводится понятие о единице массы—килограмме как массе платиноиридиевого эталона. Учащиеся знакомятс ...
Требования к объектам труда при металлообработке
При изучении раздела "Обработка металла" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения: Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция). Беседа. Самостоятельная работа учащихся с литературой. Телевидение, звукозапись. Наглядные метод ...
Механизмы дизартрии
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: · периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, ...