Организация и методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Констатирующий эксперимент проводился на базе 2 учреждений: МОУ

“ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7” Советского района г. Красноярска и МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 91” Советского района г. Красноярска c 1 октября по 9 октября 2008 года.

В МОУ СОШ № 7 количество учащихся в начальной, основной и средней школе составляет 1235 человек, из них 439 учащихся начальной школы. Логопункт действует с 2003 года. В этом учебном году зачислено 25 учащихся

1 класса, 6 учащихся 2 класса, 4 третьеклассника и 2 детей 4 класса. Среди них дети с различными речевыми нарушениями: ФН, ФФН, ОНР, дисграфией, дислексией.

В МОУ СОШ № 91 логопункт действует с 2004 года. Из 82 первоклассников, 51 ребенок имеет различные речевые нарушения. На логопункт школы зачислен 41 первоклассник, с такими нарушениями речи как ФН, ФФН, ОНР, дисграфия, дислексия.

В исследовании приняло участие 10 учащихся 1 класса школы № 7 и 10 учащихся 1 классов школы № 91.

Контрольную группу составили 10 учащихся МОУ СОШ № 91 г. Красноярска, имеющие ОНР 3 уровня, из них 70 % (7 человек ) с неосложненным вариантом ОНР, и 30 % (3 ребенка) с ОНР при дизартрии.

100 % (10 человек) 7- летнего возраста, из которых 30 % (3 человека ) девочки и 70 % (7 человек) мальчики. 90% (9 человек) посещали ДОУ общеразвивающего вида и 10 % (1 ребенок) ДОУ компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией. При поступлении в 1 класс психологом было проведено исследование готовности к школьному обучению и уровня психомоторного развития детей. 40 % (4 человека) показали высокий уровень готовности, 60 % (6 детей)- средний уровень; уровень психомоторного развития у 40 % (4 ребенка) находился на достаточном уровне сформированности, а у 60 % (у 6 человек) на недостаточном. 60 % детей (6 человек) из благополучных полных семей, 30 % (3 ребенка) из благополучных неполных и 10 % (ребенок) из неблагополучной семьи. 40 % детей из группы (4 человека) соматически ослабленные, имеют хронические заболевания.

Экспериментальную группу составили 10 учащихся 1 классов МОУ СОШ

№ 7 г. Красноярска. Из 100 % детей (10 человек) с ОНР 3 уровня, 80 % (8 человек) с неосложненным вариантом ОНР, а 20 % (2 ребенка) с ОНР при дизартрии. 90 % (9 человек) 7- летнего возраста и 10 % (1 ребенок) 6 лет, 50 % (5 человек) из которых девочки и 50 % (5 детей) – мальчики. 100 % детей (10 человек) посещали ДОУ общеразвивающего вида. В результатах обследования психолога при поступлении в школу у 40 % (4 человека) был отмечен высокий уровень готовности к школьному обучению, у 50 % (5 детей) – средний, а 10 %

(1 ребенок) показал низкий уровень готовности. У 40 % (4 человека) психомоторное развитие находилось на достаточном уровне и у 60 %

(6 детей)- на недостаточном. 80 % детей (8 человек) детей группы из благополучных полных семей, 20 % (2 ребенка) из благополучных, но неполных. Хронические заболевания имеют 30 % детей (3 человека).

Исследование начиналось с предварительной беседы с педагогами и учащимися, с наблюдения за детьми в процессе их учебной деятельности. Исследование проводилось в знакомой обстановке, после учебных занятий в форме индивидуального собеседования. Задания предъявлялись в спокойном неторопливом темпе.

При необходимости учащимся оказывалась дифференцированная помощь в зависимости от степени и характера затруднений: стимулирующая - повторение и уточнение инструкции, привлечение внимания, поощрение, активизация деятельности; организующая - в виде наводящих вопросов, пояснений, приведение аналогичных примеров.

Для констатирующего эксперимента были использованы задания, представленные в работах Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, Л. А. Брюховских, О. Б. Иншаковой, Г. А. Поповой. [ 15, 11, 2, 1 ]

Констатирующий эксперимент включал 2 блока заданий: 1 блок- обследование понимания предлогов, включающий 3 задания, 2 блок- употребление предлогов, включающий также 3 задания.

Методика исследования:

1 блок. Обследование понимания предлогов.

1 задание. Понимание предложных конструкций с обозначением места.

Стимульный материал: картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях.

Инструкция: Послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.

1- в ящике бочонок;

2- ящик за бочонком;

3- на бочонке ящик;

4- бочонок перед ящиком.

Критерии оценки: 3 балла – точное понимание;

2 балла - сделано после стимулирующей помощи;

1 балла - длительный поиск картинки, организующая помощь

0 баллов - не справился.

2 задание. Понимание конструкций с предлогами, отражающими пространственное расположение предметов.

Стимульный материал: картинка с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Самообслуживание направленно на уход ...

Психологические теории как основа некоторых педагогических технологий
Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре цел ...

“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru