Система образования в Дании

Образование и воспитание » Система образования в Дании

Страница 5

Проблемы образования сегодня волнуют весь цивилизованный мир. В последнее время мы все больше внимания уделяем разнообразным способам проведения проверок его качества (тестам, экзаменам), необходимому и достаточному объему образования (стандартам). И часто уходим от анализа оснований образовательной системы, принимая существующую в нашем обществе схему, изначально построенную на запретах, ограничениях и подчинении, как норму. В большинстве стран именно такая школа считается обычной, и только ряд педагогов самостоятельно выходят за привычные рамки, предоставляя детям минимальные свободы.

Но есть страна, в которой образование в течение последних полутора столетий построено на принципиально иных основах. Ее граждане сами выбирают, в какой школе и по какой программе будут учиться их дети, а государство гарантирует финансовую поддержку любых образовательных учреждений (если на них существует спрос в обществе и они выполняют минимальные правила, оговоренные законом).

Когда мы произносим слово «школа», нам обычно представляется здание с большими комнатами (классами), расположенными ровными рядами партами (нынче – столами и стульями), стоящий у доски учитель, учебники с параграфами, тетрадки с исправленными красной пастой ошибками, журнал с отметками, дневники с замечаниями. Такая привычная картина…

Кажется, так всегда было и так всегда будет. Если вдруг педагог перестает объяснять материал стоя у доски, переставляет парты в кабинете, разрешает ребятам самим анализировать свое продвижение и выставлять отметки – это считается инновацией, за которую приходится порой бороться с администрацией школы, доказывая всем вокруг, что это вовсе не страшно, что так вполне можно учить детей. Ну а идеи о том, что можно строить школу и вовсе без обязательных предметов, без отметок и ежегодного (тем более ежеквартального) подведения итогов, в России, как и во многих других странах мира, считаются крамольными, почти бредовыми.

Рассуждения о том, что стандарты в образовании могут быть только на условия, предоставляемые государством, а не на результаты обучения; что образовательная система должна быть рынком образовательных структур, свободно конкурирующих друг с другом на основе единого закона; что способы обучения и его результаты должны быть приемлемыми в первую очередь для потребителей (учеников и их родителей), а не для министерства, вызывают у власть имущих в лучшем случае снисходительные улыбки, в худшем – непреходящее раздражение: «Мы должны равняться на Запад! Введем как можно быстрее двенадцатилетнее образование, единые экзамены, образовательные стандарты – и сразу станем цивилизованной страной!»

Введем, но цивилизованнее станем вряд ли. Потому что от того, какие экзамены сдают наши дети и сколько лет они учатся, не зависит, какими людьми они вырастут. А вот от того, как к ним относятся школьные учителя, сколько страха и сколько счастья дети испытали за время учебы в школе, – зависит.

Впервые узнав о том, что в Дании дети учатся без отметок, что там любая группа родителей может открыть школу в соответствии с собственными взглядами на образование, я, честно говоря, не поверила. Может быть, там просто цифровые отметки заменены на другую шкалу, например на разнообразные символы? Возможно, школы, которые открывают родители, инспектируются министерством образования каким-либо особым «датским» способом? И конечно, чтобы перейти из класса в класс, дети подводят итоги учебного года, а иначе как же они (и их родители!) увидят, чему научились за это время?!

Именно эти мысли и натолкнули меня на более подробное изучение образовательной системы Дании. Хотелось узнать, действительно ли школа может существовать без отметок и экзаменов и как используется реальная возможность создания школ любого типа. Такая образовательная система давно виделась как призрачный идеал далекого будущего, которое увидеть не суждено.

А если образование действительно устроено именно так в этой небольшой стране, то к чему привела такая система? Как изменились взаимоотношения учителей и учеников? Какие способы работы с детьми используются взрослыми? Какой видят школу будущего люди, выросшие в такой образовательной системе?

Всего несколько веков назад Дания была огромной империей, властвовавшей на северо-западе Европы. Полтора века назад она потеряла свое могущество, потерпев поражение в ряде войн, и из империи превратилась в почти незаметную на карте страну. Сегодня в Дании (по разным рейтингам) один из самых высоких уровней жизни в мире. И что очень важно, в этой стране очень высока степень социальной защищенности граждан: развита система бесплатного здравоохранения, детские сады и школы финансируются государством, высокие пенсии, великолепные дома для престарелых и инвалидов, расположенные в самых живописных местах. Маленькая скандинавская страна с численностью населения чуть больше пяти миллионов человек успешно поставляет на международный рынок огромное количество сельскохозяйственных продуктов, на равных конкурирует с крупнейшими современными державами в области высоких технологий, поддерживает ученых всего мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Исследование и оценка школьной зрелости детей дошкольного возраста
Определение школьной зрелости детей при подготовке к обучению в общеобразовательной школе является актуальной проблемой, т.к. дети с низким уровнем развития моторики тяжело адаптируются к условиям предстоящего школьного обучения. Указанные факты определяют важность превентивного воздействия на важн ...

Современное состояние проблемы ранней диагностики нарушений речи у детей
Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием де ...

Активные методы в преподавании
Говоря об АМО прежде всего имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают НИРС, комплексное курсовое и дипломно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru