Эволюция детского призрения на Беларуси

История создания на Беларуси благотворительных заведений для детей-сирот и подкидышей уходит своими корнями в глубокую древность. По свидетельству западных путешественников, побывавших среди восточно-славянских племен, кривичи и родимичи с особой заботой относились к детям-сиротам, оказывали им всяческую помощь, воспитывали и обучали всему необходимому. С распространением на территории Беларуси христианства, идея гуманного отношения к обездоленным детям получила дальнейшее развитие. Гуманистические принципы христианства, выраженные в заповедях Иоанна Златоуста, были созвучны славянской духовности наших предков.

Объединитель славянских земель Владимир Святой, Рогнеда - княжна Полоцкая, их дети и внуки раздали "сиротам , убогим и странникам великую милостыню". Устав 966 г. поручал общественное призрение (в том числе и призрение обездоленных детей) попечению и надзору духовенства. "Повесть временных лет" свидетельствует о начатках призрения детей в монастырях: "Аще кто коли принесяще детищь болен кацем либо недугом одержим принесяху в монастырь". В ХII в. монахи спускали со стен специальную корзину из ивняка, для того что бы те, кто не в состоянии прокормить ребенка, спасти его от голода и нищеты, могли в любое время положить его туда.

Широко известна благотворительная деятельность в отношении бедных сирот святой Ефросиньи Полоцкой. Созданые ею монастырские училища были ни чем иным, как одними из первых на территории Беларуси приютов для нуждающихся детей, а сами монастыри - очагами и твердынями благотворительности, где находили приют и утешение вдовы и сироты, немощные и убогие. Много сделали для распространения идей гуманного отношения к обездоленным детям великие белорусские религиозные просветители Кирилл Туровский и Франциск Скорина. Их гуманизм был основан в целом на достоянии византийской антропософии, пропущенной через мироощущение и особенности белорусского Христианства. В определенном ими перечне человеческих добродетелей не последнее место занимают "милостыня", "нищелюбие", "щедрость", "друголюбие", "товариство". Великие князья литовские Ягайло и Витовт впервые пытались решить проблемы сиротства на государственном уровне, открывали и содержали разного рода убежища и приюты для обездоленных детей.

Более широко известна благотворительная деятельность зародившихся в ХII в. братчин и братств, расцвет которых приходится на ХVI-ХVIII в. Их помощь обездоленным детям была особенно значительна в период жестоких, кровопролитных войн середины ХVII в., когда за 7 лет погибло 52% населения Беларуси, а в некоторых уездах - до 70% жителей, а также в ходе и после Северной войны 1700-1721 гг., во время которой погиб каждый третий белорус.

Немало сделали для призрения сирот распространенные на территории Беларуси многочисленные религиозные конфессии, а также частные благотворители, среди которых ведущее место занимают представители известных магнатских белорусских родов Радзивиллов, Хрептовичей, Паскевичей, Четвертинских, Пацов и др.

С середины ХVI в. все большее значение приобретает дворянская благотворительность, особенно ее светские направления. В ХVI-ХVIII вв. в ВКЛ и Речи Посполитой, куда входили и земли Беларуси, благотворительностью в образовании сирот и детей из бедных семей все больше стали заниматься жены богатых людей. Многие магнатки брали из волостей к себе в дом на воспитание девочек из семей обедневшей шляхты, где воспитанницы вместе с родными дочерьми обучались грамоте в домашней школе, брали уроки танцев и этикета, их обеспечивали одеждой и питанием.

Полезная информация:

Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Как было отмечено в отечественной педагогической психоло­гии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных фак­торов успешности педагогической деятельности являются «лич­ностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких ка­честв, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скр ...

Целостность процедуры аккредитации образовательного учреждения
Аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью ...

Годовая динамика показателей двигательной активности
Самые высокие величины двигательной активности в учебные дни были зарегистрированы в апреле (20,1±2,9 тыс. шагов), октябре (18,9 ±3,9 тыс.шагов) и ноябре (17,7±3,8 тыс. шагов) (табл.3.6.). Самые низкие величины были зарегистрированы конце в мая месяца и в начале июня (14,1±2,1 тыс. шагов), когда в ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru