Что составляет экологическую культуру

Страница 2

Экологически культурная личность при познании природы и общения с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные), тем самым воспитывая у себя любовь к природе.

Для того, чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизмы обработки» полученных реакций мира природы.

Например, в 4-м классе при изучении темы «Полезные ископаемые» я моделирую перед детьми такую проблемную ситуацию: человеку необходим каменный уголь. Его добыча может вестись закрытым и открытым способами. Открытый способ наносит огромный ущерб природе: нарушение почвенного слоя, уменьшение, оскудение растительности в округе, как последствие – вымирание некоторых видов животных, возможное изменение русла реки, что тоже ведет к гибели ее обитателей, вредные выбросы в атмосферу и т.д.

Дети включаются в обсуждение:

- Надо запретить вести такую добычу!

Но когда люди опускаются в шахту это очень опасно, в любой момент они могут погибнуть.

А здесь людей может ожидать экологическая катастрофа.

Значит, надо перестать добывать уголь!

А как же промышленность и обогрев домов?…

Словом, дети начинают обсуждать эту ситуацию с каким пылом и выдвигают довольно разнообразные идеи, позволяющие и добывать уголь и сохранять природу!

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирование экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности, обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось в виду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что <<экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде. Которая строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Технические средства обучения
Технические средства обучения - это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную. По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы: 1) информационные и 2) контролирующие. Информационные служат для введения учебной информа­ ...

Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых ...

Организация и проведения констатирующего эксперимента с родителями
Включение родителей в педагогический процесс является важным условием для проведения коррекционной работы. Обучение родителей педагогическим технологиям и демонстрация педагогом на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечивают непрерывность обучения ребенка и моделирование есте ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru