Понятие, факторы и причины детской агрессивности

Страница 1

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия».

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение, но мы можем сказать с уверенностью, что в большинстве случаев агрессия начинает зарождаться еще в младшем возрасте.

Агрессия в психологическом подходе – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства.

Словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание». Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Агрессивное Поведение - (франц. agressif — вызывающий, воинственный, от лат. aggredior — нападаю), действия, имеющие целью причинение морального ли физич. ущерба другим.

Агрессивность (лат. aggressio - нападение) – качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи.

Б. Мещеряков и В. Зинченко уточняют, что агрессия это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». Мнение Б. Мещерякова и В. Зинченко, существенно дополняет Б.М. Бим-Бад, который считает, что данное социальное явление можно охарактеризовать как настойчивое стремление человека, нанести вред различного рода окружающим. В социально-педагогическом направлении агрессию рассматривает Л.В. Мардахаев, который описывает ее как поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку.

Необходимо отметить, что определение агрессии в социально-педагогическом и психологическом подходе имеют некоторую схожесть, и характеризуют ее, как устойчивую черту личности, проявляющуюся в деструктивном поведении, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

Под агрессивностью понимается проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.

Изучая проблему детской агрессивности, мы так же обратили внимание на определение Р.С. Немова, который описывает это понятие, утверждая, что под этим явлением необходимо понимать устойчивую или временную черту характера, проявляющуюся во враждебности человека в отношении других людей, животных, а так же по отношению к предметам окружающего мира.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что нет единого, исчерпывающего понятия агрессивности, хотя многие авторы сходятся к тому, что агрессивность, представляет собой особый вид социального взаимодействия, который характеризуется резким неприятием одной личностью мнения другой, с преимущественным применением физической силы для удовлетворения собственных потребностей.

Агрессивное поведение является специфической формой поведения, а так же способом решения социальных проблем. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют понятие агрессивности, терминологический диапазон находится в спектре от понимания явления как враждебной реакции человека для защиты собственного мнения до стремления господствовать над другими людьми. Достаточно часто агрессивность обнаруживается уже у маленьких детей. Детская агрессивность – явление специфическое и отнюдь неизбежное. Детские агрессивные действия выступают в качестве:

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Один из крупнейших представителей французского Просвещения
«Ни одно имя XVIII века не было окружено таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки», - писал известный отечественный историк A.З. Манфред. Руссо ...

Развитие лексики в онтогенезе
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова о ...

Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: "Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru