Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых

Страница 2

Таким образом, эмоции имеют важнейшее значение для живых существ, так как служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданные ситуации. Кроме того, эмоциональная реакция зависит от умственного развития.

Отечественный физиолог П.В.Симонов в своей психологической информационной теории эмоций попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации.

Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по "знаку" (плюс — минус) переживания — приятные — неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого "нравится" до страстной любви и т. д.

Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно. Разве легко точно обозначить словом то, что ты переживаешь, чувствуешь, прикрепить словесную этикетку к эмоции? Недаром создано так много различных схем для обозначения эмоциональных явлений.

Современный американский исследователь эмоций К. Изард (его книга “Эмоции человека” опубликована на русском языке) считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные — производными. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.

От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного или неприятного обычно не сопровождаются.

Настроение — это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон, эмоциональный лейтмотив его жизни и деятельности. Активный человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживание покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойство.

Аффектом называется кратковременное и достаточно сильное эмоциональное переживание, бурно протекающее, затрагивающее основные физиологические процессы в организме и связанное с важными событиями в жизни человека, достижениями и упущениями, успехами и неудачами

Страстью называется чрезмерно сильное, все подавляющее чувство, подчиняющее себе все остальные эмоции и желания, побуждающее человека помимо его воли к определенным действиям по отношению к предмету страсти.

Эти эмоции с трудом управляются сознанием и мышлением человека, более того — часто подчиняют их себе, делая поведение неразумным и фактически безвольным. Предметом страсти человека может стать какой-либо другой человек, какой-то определенный род или вид занятий, какая-либо жизненная цель, стремлению к которой человек посвящает всю свою жизнь.

Стрессом называется эмоциональное переживание, достигшее такой силы, что оно начинает отрицательно сказываться на общем физическом состоянии, на психологических процессах и поведении.

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Страх пассивно оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надо устраниться. Страх делает, осторожным и имеет защитное значение. Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно, прежде всего, проявляется на губах. В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения и т.п. до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, что может причинить боль. То, что называют "чувством самосохранения" лишь частично является врожденным, главным же образом оно развивается в течение жизни на основании пережитой боли.

Выражение веселого настроения может возникнуть как безусловный рефлекс - в силу телесных органических ощущений. Дети и молодые люди часто смеются без всякого повода, надо думать, в силу положительного тона органических ощущений, говорящих о благополучном состоянии организма.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Педагогические технологии в системе дистанционного образования
1.Проблема организации учебного процесса в дистанционной форме чрезвычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, упорным нежеланием подавляющего большинства организаторов обучения в дистанционной форме признать тот факт, что речь должна идти не только об исполь ...

Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку
Каждый период развития личности учащегося представляет собой качественно своеобразную ступень формирования индивидуума. Это своеобразие подчеркивал отечественный психолог Л.С. Выготский, когда сравнивал развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Результативность обучен ...

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку в нацио­нальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,— обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирова­ние умений прави ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru