Организация исследования и характеристика испытуемых

Страница 6

12) выделение заданного звука из слов;

13) выделение ударного гласного в начале слова;

14) определение первого согласного звука;

15) определение последнего звука в слове;

16) определение последовательности звука в слове;

17) определение количества звуков в слове;

18) составление слова из трех звуков;

19) составление слова из четырех звуков;

20) составление слова из пяти звуков;

21) придумывание слова на заданный звук;

22) придумывание слова с заданным звуком в середине слова;

23) придумывание слова с заданным звуком в конце.

Максимальная оценка -18 баллов предусмотрена для задания:

8) дифференциация звуков по звонкости-глухости;

Максимальная оценка -15 баллов предусмотрена для заданий:

1) дифференциация музыкальных звуков;

2) определение направления источника звука;

11) дифференциация звуков р-л-й;

Максимальная оценка – 12 баллов предусмотрена для заданий:

9) дифференциация звуков по твердости-мягкости;

10) дифференциация шипящих-свистящих звуков;

На основе побалльной оценки был вычислен коэффициент выполнения заданий по формуле К = х: у, где x – сумма баллов полученных при выполнении заданий; y – максимальное количество баллов при выполнении данных заданий. На основе этого, у каждой группы был определен уровень успешности в % по формуле У = К x 100, где К – коэффициент выполнения заданий.

При изучении состояния фонематической системы возникли предположения о том, что у детей с общим недоразвитием речи будет недостаточно сформировано слуховое внимание и восприятие.

Для оценки слухового внимания и восприятия детям были предложены следующие задания

Дифференциация музыкальных звуков.

Определение направления источника звука.

Дети охотно выполняли задания на узнавание музыкальных звуков, они не вызывали у них затруднений. Ошибок в дифференциации музыкальных звуков не допустил никто. Средний балл выполнения задания детьми экспериментальной группы -13,5, детьми контрольной группы -15. Успешность выполнения этого задания у детей экспериментальной группы 90%, у контрольной группы 100%. Все дети контрольной группы справились с заданием сразу. Дети экспериментальной группы в некоторых предъявлениях музыкального звука правильно отвечали после второго предъявления. Это объясняется низкой концентрацией внимания при выполнении задания.

При определении направления источника звука дети были активны и с удовольствием выполняли задание. Средний балл выполнения задания детьми экспериментальной группы -13,3, детьми контрольной группы-15.

Успешность выполнения этого задания детьми экспериментальной группы – 88%, контрольной -100%. Трое детей из экспериментальной группы набрали максимальный балл. В экспериментальной группе все дети определили направление правильно, но семь человек испытывали затруднения после первого предъявления, так как долго не могли сосредоточиться на задании.

Дети контрольной группы выполнили 1-ое и 2-ое задание с одинаковым средним – максимальным баллом-15. Дети экспериментальной группы испытывали больше трудностей при выполнении 2-ого задания, их средний балл выполнения был немного ниже, чем 1-ом задании.

Результаты обследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Успешность выполнения задания на исследование слухового внимания и восприятия

Задание

Успешность выполнения в%

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Дифференциация музыкальных звуков

90%

100%

Определение направления источника звука

88%

100%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Значимость довузовской подготовки
Значимость эффективной организации довузовской подготовки все больше осознается специалистами в различных областях образовательной деятельности. Довузовская подготовка – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополните ...

Общение как средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику. Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом исследования не только ...

Измерение уровня развития организованности у современных дошкольников
Цель исследования: изучение эффективности воспитания организованности младших школьников средствами ИКТ. Исследование проводилось в три этапа: Первичная диагностика – измерение наличного уровня организованности у испытуемых; Формирующий этап – организация и проведение серии мероприятий с использова ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru