Организация исследования и характеристика испытуемых

Страница 3

II. Исследование слухового внимания и восприятия.

1) Оценка дифференциации музыкальных звуков.

Цель: выявить дифференциацию музыкальных звуков.

Оборудование: музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, дудка.

Процедура и инструкция: Ребенку демонстрируются музыкальные инструменты (их название и звучание). Затем логопед предлагает поиграть в игру «Угадай инструмент», объясняет правила игры, (дает инструкцию).

«Я спрячусь за ширму и буду играть на каком-нибудь инструменте, а ты послушай внимательно и попробуй угадать, какой музыкальный инструмент звучал».

Предлагается: звук колокольчика, бубна, колокольчика, дудки, дудки.

2) Оценка определения направления источника звука.

Цель: выявить направление источника звука.

Оборудование: музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, дудка.

Процедура и инструкция: «Ты закроешь глаза и попробуешь угадать, где звучит музыка. Если угадал – покажи рукой, откуда слышишь звук».

Предлагается: звучание справа, сверху, слева, справа, сверху.

Исследование звукопроизношения

3) Цель: выявить произношение изолированных звуков.

Процедура и инструкция. «Я буду произносить звуки, ты слушай и повторяй за мной». Экспериментатор произносит звуки: А, О, И, Э, П, М, Ф, Т, Н, К, Х, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Р, Л, Й

4) Цель: выявить произношение звуков в словах

Материал исследования: предметные и сюжетные картинки (О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда ).

на звуки [А], [О], [И], [Э] подбираются по 3 картинки, в названиях которых звук находится в начале, в конце, середине слова.

На звук [А] – арбуз, рука, карандаш.

На звук – [О] – облако, окно, корова.

На звук – [И] – игрушка, очки, книга.

На звук – [Э] – экран, колесо, полотенце.

На звук [У] – уши, парус.

– На звук [У] – картинки, в названиях которых звук стоит в начале и в середине.

– На звук [Ы] – картинки, в названиях которых звук стоит в конце и в середине.

На звук [Ы] – крыша, усы.

На звуки [П], [П], [М], [М], [Ф], [Ф], [Т], [Т], [Н], [Н], [К], [Х], [С], [С], [Ц], [Ш], [Щ], [Ч], [Р], [Р], [Л], [Л], [Й] – по 3 картинки (звук в начале, в конце, в середине слова).

На [П] – поезд, зуб, капуста,

На [П’] – петух, голубь, апельсин.

На [М] – майка, дом, замок.

На [М’] – медведь, помидор, семь.

На [Ф] – фонарь, кофта, шкаф.

На [Ф’] – фея, кофе, обувь.

На [Т] – тарелка, автобус, компот.

На [Т’] – телевизор, скатерть, картина.

На [H] – нос, санки, стакан.

На [Н’] – нитки, коньки, конь.

На [К] – кот, макароны, песок.

На [Х] – хлеб, горох, сахар.

На [С] – сумка, посуда, поднос.

На [С’] – сетка, апельсин, лось.

На [Ц] – цапля, кольцо, огурец.

На [Ш] – шапка, кошка, карандаш.

На [Щ] – щенок, ящик, плащ.

На [Ч] – часы, почка, ночь.

На [Р] – рука, топор, баран.

На [Р’] – река, кастрюля, календарь.

На [Л] – лампа, стул, белка.

На [Л’] – лимон, соль, котлета;

На [Й] – йод, чайка, гайка.

– На звуки [Б], [Б], [В] [В], [Г], [Г], [Д], [Д], [Ж], [З], [З], подбирают по 2 картинки в связи с оглушением данных звуков в конце слов.

На [Б] – баран, собака;

На [Б’] – бинокль, кабина;

На [В] – ваза, сова;

На [В’] – ветка, свинья;

На [Г] – гусь, виноград;

На [Г’] – гиря, сапоги;

На [Д] – дом, подушка;

На [Д’] – дерево, индюк;

На [Ж] – жук, пожар;

На [З] – забор, коза;

На [З’] – зебра, корзина;

5) Цель: выявить произношения во фразах, насыщенных проверяемым звуком.

Материал исследования: Предлагаются картинки, по которым можно построить примерные фразы:

Сова сидит на суку. Зоя с зайчиком ходила. Цып, цып, цыплятки. У кошки шубка и шапка. Жук жужжит. Щеткой чищу я щенка. Мила в лодочке плыла. Над полем, лебеди летели. В реке рак и рыба. На столе стоит стакан. Самолет построен из конструктора. Синица сидит на осине. Осенью осина красива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации
Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это пло ...

Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии
И в норме и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс, который имеет как схожие черты, так и определенные отличия. Но последовательность, с которой осуществляется овладение детьми грамматическим строем протекает в русле общих закономерностей и взаимообусло ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru