Организация исследования и характеристика испытуемых

Страница 2

При изучении периода раннего развития детей с общим недоразвитием речи было обнаружено, что у всех немного (на 2 недели – месяц, по сравнению с нормой) задерживались сроки психомоторного развития: позже, чем другие дети начали удерживать головку в вертикальном положении (2 человека), овладели ходьбой к 13–14 месяцам (3 чел.). Родители всех детей отмечают частые простудные заболевания, которые сопровождаются высокой температурой. У двоих из них подъем температуры сопровождался судорогами.

Раннее речевое развитие детей также имеет особенности:

– речь неразборчивая, неполная;

– фразовая речь появилась к 3 годам;

– присутствуют искажения звуковой структуры слов;

– медленное обогащение словаря;

– аграмматизмы в речи.

У детей с нормальной речью период раннего развития проходил без задержек. Простудными заболеваниями до года болели трое детей, без подъема температуры и без осложнений. У двоих присутствуют аллергические заболевания. Со слов родителей, фразовая речь у этих детей появилась к двум годам, искажений звукослоговой структуры не наблюдалось.

Дети с общим недоразвитием речи находятся второй год в логопедической группе. За время коррекционного обучения у всех детей наблюдается положительная динамика речевого развития:

– артикуляционные движения выполняются в полном объеме, более точно, увеличилась длительность удержания заданного положения;

– автоматизированы и введены в речь звуки группы свистящих у восьми детей, звуки группы шипящих у семи детей;

– ведется подготовка для правильного произнесения звуков группы сонорных у девяти детей;

– дифференцируются звуки групп свистящих-шипящих (2 чел.) и звуков р – л (2 чел.)

– развиваются навыки словоизменения и словообразования;

– улучшилось умение составлять рассказ по картинке, рассказ-описание по плану, пересказывать;

– развиваются навыки фонематического анализа и синтеза;

– наблюдается улучшение состояния общей и пальчиковой моторики.

Со слов воспитателя, на занятиях проявляют познавательный интерес семь детей, у троих – познавательные способности снижены (это подтверждает и психолог). Внимание у всех детей группы неустойчивое. Пятеро – гиперактивные. Работоспособность этих детей в целом снижена. Быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен. На фоне утомления может появиться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса. У всех детей недостаточно сформирована регуляция собственной деятельности. Игровая деятельность этих детей в целом мало отличается от возрастной. Спецификой игры являются трудности саморегуляции. У двоих детей игра более упрощенная (преимущественно манипулятивного характера), наблюдаются трудности в удержании роли и соблюдении правил игры.

Со слов психолога, у всех детей недостаточно сформированы все виды высших психических функций (восприятие, память, внимание, вербально-логическое мышление). Наиболее затруднена работа по образцу (конструктивный праксис). Также отмечается невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания.

Дети с нормальной речью активно проявляют познавательный интерес на занятиях. Внимание, работоспособность, усидчивость этих детей оценивается воспитателем как достаточные. Все дети умеют соблюдать инструкцию. Регуляция поведения развита достаточно. Коммуникативные навыки соответствуют возрастным показателям. В игре многие дети (7 чел.) умеют распределять роли, соблюдают правила. Трое детей чаще претендуют на главную роль в игре, стремятся быть успешнее, чем другие. Высшие психические функции всех детей этой группы достаточно развиты.

Методика разработана на основе существующих методик обследования дошкольников с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Классификация видов памяти
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается: предметы и явления, мысли, движения, ч ...

Урок как форма организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...

Проблема целеполагания
Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности – врожденное качество человека. Цель – это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru