Организация исследования и характеристика испытуемых

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ №5 г. Тосно Ленинградской области.

В этом учреждении было проведено исследование речи детей старшего дошкольного возраста. В ГОУ №5 обследованы 10 детей с логопедическим диагнозом – общее недоразвитие речи III уровня, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Дети в экспериментальной группе имеют различные формы нарушений речи: стертую дизартрию (4 человека) и дислалию (6 человек). Обследованы 10 детей с нормальной речью, из них 4 мальчика и 6 девочек.

Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, в утренние часы, поэтапно. Каждый этап обследования занимал не более 30 минут. Первый этап обследования – исследования слухового внимания и восприятия, звукопроизношения; второй этап – исследование слухо – произносительной дифференциации звуков речи; третий этап – исследование состояния фонематического анализа, синтеза и представлений.

Приступая к исследованию, познакомилась с историей развития ребенка, с данными неврологического и отоларингологического обследований, в процессе краткой беседы установила с детьми контакт и получила первоначальное представление об особенностях их общего и речевого развития.

Для педагога и учителя-логопеда важным является изучение условий воспитания ребенка в семье. В группе дошкольников с общим недоразвитием речи шестеро детей из полных и благополучных семей. Родители заинтересованы в успешном обучении детей, оказывают помощь в занятиях. В этих семьях один ребенок, ему созданы хорошие условия для развития. Четверо детей из неполных семей, родители находятся в разводе не более года. Как отмечают воспитатели и психолог, на каждого из этих детей развод родителей повлиял отрицательно. У них стали чаще возникать конфликты со сверстниками, снизилась познавательная активность, повысился уровень заболеваемости.

В группе дошкольников с нормальным речевым развитием все дети из полных семей, где ребенку создана спокойная обстановка и условия для полноценного развития. Во второй половине дня дети посещают спортивную школу, бассейн, танцевальные занятия; в выходные дни всей семьей часто выезжают на прогулки по паркам, посещают музей и театр. Такой тесный контакт с родителями, общение со сверстниками вне дошкольного учреждения положительно влияют на общее и речевое развитие детей, активно стимулирует их коммуникативные навыки.

Изучая анамнез, были выявлены особенности перинатального периода развития детей обеих групп. Со слов родителей дошкольников с общим недоразвитием речи, течение беременности у семи мам проходило с осложнениями:

– угрозы выкидыша;

– аллергические и простудные заболевания (сахарный диабет, пиелонефрит);

– токсикозы I и II половины беременности;

– стрессовые ситуации.

В анамнезе восьми дошкольников с нормальным речевым развитием не было отмечено осложнений течения беременности. У двоих беременность протекала с токсикозом I половины. Все будущие мамы детей с общим недоразвитием речи во время беременности принимали лекарственные препараты (анальгетики, противорвотные средства). У троих, ход предыдущих беременностей показал самопроизвольные выкидыши. Ведущей патологией в родах явилась слабость родовой деятельности с угрожающей асфиксией плода (4 человека), потребовавшая химической и механической стимуляции. У двоих отмечалось раннее отхождение околоплодных вод. Один ребенок из двойни, роды производились путем

кесарева сечения.

Дети с нормальной речью родились в срок, без применения родостимуляции. Сразу после родов состояние детей отмечалось удовлетворительным, они были приложены к груди впервые минуты после рождения (6 человек), впервые часы (4 человека).

В постнатальном периоде всех десяти детей с общим недоразвитием речи отмечается тяжелое состояние сразу после родов, трудности при кормлении (отказывались сосать, сильно срыгивали). Некоторых детей (7 человек) поздно приложили к груди (через сутки и более). В анамнезе четырех детей в возрасте до года присутствовал диагноз – ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Эти дети наблюдались в лечебно-диагностических центрах, с ними проводилось медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Характеристика развития внимания как психического процесса. Проблема влияния внимания на деятельность
Исследованием проблемы внимания занимались многие виднейшие психологи и педагоги. Среди них мы можем назвать следующие имена. С.Л. Рубинштейн (выделил основные свойства внимания и указал, каким образом происходи развитие внимания), Л.С. Выготский (исследовал многие проблемы психологии и педагогики ...

Тестовый контроль знаний по математике
К настоящему времени опубликовано большое количество работ, посвященных проблеме тестирования, в которых рассматриваются различные подходы к разработке тестов, этапы их создания, обсуждаются требования, предъявляемые к тестовым заданиям, показатели качества отдельных тестовых заданий и тестов в цел ...

Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения
В предыдущей главе мы выделили основные проблемы, возникающие при переходе на среднее звено обучения, выделили требования, которые предъявляются средней школой к личности ребенка, и выяснили, что для того, чтобы ребенок в средней школе чувствовал себя наиболее комфортно, ему необходимо обладать так ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru