Самоопределение учащихся старшей школы

Страница 1

Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Если в 15-16 лет жизнь кардинально не изменилась и ребенок остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Жизненный план – не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения конкретных жизненных целей.

Потребность обращаться к будущему считается возрастной особенностью юношеского возраста. Это не только планирование дальнейшей жизни – это «особая форма жизни в настоящем».

По некоторым данным сейчас старшеклассники обращены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое изменение ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется спецификой современной ситуации в обществе – обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, разрушением старых идеалов, дававших надежду на далекое светлое будущее.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшеклассник стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она ему или нет. Если я никогда не пробовал рисовать, откуда я узнаю, имеется ли у меня талант художника? А все формы деятельности испробовать невозможно. У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по нескольку раз меняли профессии. К тому же профессиональное самоопределение есть отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и само ограничивающий выбор очень не просто. У старшеклассников происходит изменение учебной мотивации. Они рассматривают учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересует в основном те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, особенно если они решили продолжить образование.

Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных семей обычно склонны идти по стопам родителей, во всяком случае хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении. При этом образовательный уровень родителей важнее, чем материальное благосостояние. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти планы будут реализованы. Многое зависит также от социальной престижности профессий. В современном обществе одним из наиболее важных факторов ориентирования при выборе профессии становится материальный фактор – возможность много зарабатывать в будущем. В выборе профессии очень важна профессиональная консультация. Однако подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребенок собирается поступать, зависят от уровня его притязаний. Существует четкая тенденция проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом. Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность затягивания и откладывания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Не все дети делают верный профессиональный выбор, оканчивая школу. Им позже придется заниматься нелюбимым делом или бросать ВУЗ, освоенную профессию и начинать все сначала. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Классификация технических средств обучения
Технические средства обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения учащихся. В отечественной и зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения, вид и степень возд ...

Компьютерные игры как причина агрессивного поведения младших школьников
Большое применение находят оптические волоконные каналы связи. Через каналы связи компьютеры обмениваются программами и данными, происходит информационное объединение ресурсов. Таким образом, компьютер становится терминалом вычислительной системы, и когда человек имеет с ним дело, то он сталкиваетс ...

Цели, принципы и условия эффективности дидактической игры
Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие: -интеллектуальное развитие младших школьников; -создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru