Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника

Образование и воспитание » Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе » Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника

Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциальных ролей, норм, правил поведения в обществе и другие. В юности получает новое развитие механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживаний впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней в своем отношении и понимании искусства.

В юношеском возрасте продолжает активно идти процесс познавательного развития. В этот период оно происходит в основном в формах, малозаметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.

Учащиеся старших классов уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные «почему?» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (так как она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. Дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных когнитивных процессов. Склонность к абстрактному мышлению типична, главным образом, для юношей. Познавательные интересы у девушек менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественно-научными. Увеличивается объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой. Вместе с тем, внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Развитие интеллекта тесно связано развитием творческих способностей, которые предполагают не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создания чего-то нового. Важнейший интеллектуальный компонент творчества – преобладание так называемого дивергентного мышления, когда на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Творческий потенциал личности не сводится к качеству её интеллекта. Умственное развитие старшеклассников заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Способность рассуждать на высоком моральном уровне также связана с совершенствованием когнитивных способностей. Старшие подростки при вынесении суждений об этичности поступков часто пользуются конвенциональными аргументами или самостоятельно выбранными этическими принципами. Хотя моральные рассуждения более высокого уровня не всегда ведут к соответствующему моральному поведению.

Полезная информация:

Развитие фонематической системы в онтогенезе
В онтогенезе различение фонем происходит сравнительно медленно: еще на втором году жизни не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, т.е. выделение фонем. Соответственно с этим уточняетс ...

Предпрофильная подготовка учащихся основной школы
Переход на профильное обучение в старшей школе является институциональной трансформацией для системы общего образования в целом, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности ...

Анализ результатов использования музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в детском саду
Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий. Анализ результат ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru