Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника

Образование и воспитание » Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе » Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника

Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциальных ролей, норм, правил поведения в обществе и другие. В юности получает новое развитие механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживаний впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней в своем отношении и понимании искусства.

В юношеском возрасте продолжает активно идти процесс познавательного развития. В этот период оно происходит в основном в формах, малозаметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.

Учащиеся старших классов уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные «почему?» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (так как она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. Дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных когнитивных процессов. Склонность к абстрактному мышлению типична, главным образом, для юношей. Познавательные интересы у девушек менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественно-научными. Увеличивается объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой. Вместе с тем, внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Развитие интеллекта тесно связано развитием творческих способностей, которые предполагают не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создания чего-то нового. Важнейший интеллектуальный компонент творчества – преобладание так называемого дивергентного мышления, когда на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Творческий потенциал личности не сводится к качеству её интеллекта. Умственное развитие старшеклассников заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Способность рассуждать на высоком моральном уровне также связана с совершенствованием когнитивных способностей. Старшие подростки при вынесении суждений об этичности поступков часто пользуются конвенциональными аргументами или самостоятельно выбранными этическими принципами. Хотя моральные рассуждения более высокого уровня не всегда ведут к соответствующему моральному поведению.

Полезная информация:

Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...

Приёмы развития речи детей посредством театрализовано-игровой деятельности
Следующий этап практической деятельности – формирующий. Цель данного этапа – работа по развитию речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности. Был разработан план занятий, который включает в себя театра ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru