Теоретический обзор проблемы развития творческого воображения

Страница 2

Накопление знаний и опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка-это развитие направленности воображения.

Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания учебного предмета, мастерства педагога и другие.

Отбор и композиция методов и приемов обучения и воспитания должны максимально способствовать художественно – эстетическому развитию – формированию творческих способностей, творческой деятельности и отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы.

Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.

В дошкольном возрасте у детей с отклонениями в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа.

Первый этап – пропедевтический, где формируется предпосылки творческого воображения.

Второй – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушения в психическом развитии.

В художественно – творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно – эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный не уверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru