Рекомендации педагогам по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Рекомендации педагогам по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Очень значимые такие игры и задания для детей, которые направленные на развитие сенсорного внимания, на развитие слухового внимания.

Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Было выявлено, что для поддержания внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание возникает в силу свойств объекта или связано с особенностями воспринимающего субъекта. Известно, что интенсивность раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно, воспитателю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ, использование жестов. Считается, например, если воспитатель делает несколько шагов навстречу детям, внимание усиливается, если отходит - ослабевает. Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры изложения.

Поддержанию внимания не мешает тихая, спокойная музыка, ритмические негромкие звуки.

Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

Наряду с общими закономерностями внимания воспитателю важно знать возрастные особенности внимания дошкольников. Внимание дошкольников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Таким образом, опираясь на характерные для возраста особенности внимания, воспитатели и родители должны обучать детей управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

Таким образом, в ходе выполнения работы были решены поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы.

Произвольное внимание ребенка возникает на основе безусловного рефлекса. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.

Внимание детей привлекается яркими, сильными раздражителями и сосредоточенным остается до тех пор, пока сохраняется интерес к этим раздражителям. Это непроизвольное внимание. Но формирующееся познавательное отношение к окружающему перестраивает внимание ребенка. Все большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь. Ребенок учится говорить, подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания. Вместе с тем возрастают возможности распределения, переключения внимания, расширяется объем и развивается устойчивость внимания.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие: формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необхо ...

Социально – педагогическая программа формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Нами была разработана и апробирована социально – педагогическая программа формирования социально – профессиональной компетенции у студентов учреждений начального профессионального образования. Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев. Формы реал ...

Анализ методических особенностей изложения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы в различных действующих учебниках по геометрии
«Период традиционных современных учебников» для массовой школы – Л. А. Атанасян и др., А. В. Погорелов, И. Ф. Шарыгин, В. А. Смирнов и др. Появление этих учебников было связанно с желанием авторов вернуться к более традиционному подходу к изучению школьного курса геометрии. Но перед данными учебник ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru