Характеристика специфики развития внимания у старших дошкольников

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Характеристика специфики развития внимания у старших дошкольников

Страница 2

Развитие внимания - его концентрации, устойчивости и распределения - достигается в первую очередь за счет осознания ребенком целей деятельности и овладения способами ее осуществления. Причем чем активнее протекает деятельность, тем более успешным всегда оказывается и внимание.

Внимание можно привлечь сравнительно легко внезапным, резким изменением окружающей обстановки, значительно сложнее поддерживать внимание на про­тяжении всего процесса деятельности.

Легкость привлечения внимания обусловлена достаточно высоким уровнем непроизвольного внимания ребенка. Поддержание же внимания предполагает развитие произвольного внимания или такой его разновидности, как послепроизвольное внимание (иногда его называют вторичным непроизвольным), для которого характерно не только принятие окончательной цели совершаемой деятельности, заинтересованности в ее достижении, но и возникновение положительного отношения, интереса к самому процессу деятельности.

Для достижения этого необходимо формирование соответствующих мотивов деятельности, создание условий активизации деятельности каждого ребенка, постоянное стремление педагога объяснить ученику значение овладения различными приемами, способами совершаемой им деятельности.

Для развития различных свойств внимания можно использовать задания, аналогичные тем, которые предлагаются в данной работе. При этом важно использовать как формализованный материал (корректурная таблица, прослеживание линий, поиск выхода из лабиринта и т. п.), так и реальный учебный материал и различные жизненные ситуации. Конечно, успех будет достигнут только в том случае, если задания постепенно усложнять по содержанию и сокращать время, отводимое их выполнение.

Существуют некоторые специальные приемы развития объема внимания и его распределения.

Прием, обеспечивающий расширение объема внимания, предполагает одновременное формирование все целей деятельности. Так, если будет поставлена цель не только запомнить числа, найти их сумму, но и сказать, в какие фигуры эти числа вписаны, объем внимания будет расширен. Если при написании диктанта по вновь изученной теме внимание детей будет обращено не только на последнее правило, но и на ряд предшествующих, это позволит включить все названные правила в объем внимания.

Второй прием расширения объема внимания требует обучения детей установлению связей между объектами, которые должны войти в единое поле внимания. В этом легко убедиться на таком простом примере. Если написать пятнадцать букв, не образующих слово, и попросить назвать их, то в объем внимания окажутся включенными пять или семь букв. Если же предъявить слово из пятнадцати букв, то все буквы окажутся в поле внимания.

Поэтому развитие объема внимания предполагает специальное обучение детей установлению связей между всеми компонентами изучаемого материала.

Под распределением внимания в психологии понимают возможность одновременно выполнять несколько видов деятельности. Развитие этого свойства возможно за счет совершенствования тех видов деятельности, которые нужно осуществлять одновременно. Важно, чтобы ученик действительно осознавал и возможные цели, и возможные способы осуществления тех видов деятельности, между которыми должно быть распределено его внимание.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП и принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑ это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. Вторую группу составляют двигательные коррекцион ...

Условия организации дидактических игр
В повседневной жизни на прогулке, вовремя еды, игровой и самостоятельной деятельности ребенок многое узнает. Однако важной задачей всестороннего развития малыша решается на специально организованных занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребенка. ...

Назначение учебного плана
План — это рабочий документ для разных пользователей: Для обучающихся Когда абитуриенты выбирают будущую профессию или специальность они вправе затребовать полную информацию об образовательных программах, получаемых в результате успешно завершенного образования квалификациях и возможностях трудоуст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru