Характеристика специфики развития внимания у старших дошкольников

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Характеристика специфики развития внимания у старших дошкольников

Страница 2

Развитие внимания - его концентрации, устойчивости и распределения - достигается в первую очередь за счет осознания ребенком целей деятельности и овладения способами ее осуществления. Причем чем активнее протекает деятельность, тем более успешным всегда оказывается и внимание.

Внимание можно привлечь сравнительно легко внезапным, резким изменением окружающей обстановки, значительно сложнее поддерживать внимание на про­тяжении всего процесса деятельности.

Легкость привлечения внимания обусловлена достаточно высоким уровнем непроизвольного внимания ребенка. Поддержание же внимания предполагает развитие произвольного внимания или такой его разновидности, как послепроизвольное внимание (иногда его называют вторичным непроизвольным), для которого характерно не только принятие окончательной цели совершаемой деятельности, заинтересованности в ее достижении, но и возникновение положительного отношения, интереса к самому процессу деятельности.

Для достижения этого необходимо формирование соответствующих мотивов деятельности, создание условий активизации деятельности каждого ребенка, постоянное стремление педагога объяснить ученику значение овладения различными приемами, способами совершаемой им деятельности.

Для развития различных свойств внимания можно использовать задания, аналогичные тем, которые предлагаются в данной работе. При этом важно использовать как формализованный материал (корректурная таблица, прослеживание линий, поиск выхода из лабиринта и т. п.), так и реальный учебный материал и различные жизненные ситуации. Конечно, успех будет достигнут только в том случае, если задания постепенно усложнять по содержанию и сокращать время, отводимое их выполнение.

Существуют некоторые специальные приемы развития объема внимания и его распределения.

Прием, обеспечивающий расширение объема внимания, предполагает одновременное формирование все целей деятельности. Так, если будет поставлена цель не только запомнить числа, найти их сумму, но и сказать, в какие фигуры эти числа вписаны, объем внимания будет расширен. Если при написании диктанта по вновь изученной теме внимание детей будет обращено не только на последнее правило, но и на ряд предшествующих, это позволит включить все названные правила в объем внимания.

Второй прием расширения объема внимания требует обучения детей установлению связей между объектами, которые должны войти в единое поле внимания. В этом легко убедиться на таком простом примере. Если написать пятнадцать букв, не образующих слово, и попросить назвать их, то в объем внимания окажутся включенными пять или семь букв. Если же предъявить слово из пятнадцати букв, то все буквы окажутся в поле внимания.

Поэтому развитие объема внимания предполагает специальное обучение детей установлению связей между всеми компонентами изучаемого материала.

Под распределением внимания в психологии понимают возможность одновременно выполнять несколько видов деятельности. Развитие этого свойства возможно за счет совершенствования тех видов деятельности, которые нужно осуществлять одновременно. Важно, чтобы ученик действительно осознавал и возможные цели, и возможные способы осуществления тех видов деятельности, между которыми должно быть распределено его внимание.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Особенности развития подростка
Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уж ...

Роль игровой деятельности в развитии личности ребенка
В ряде исследований советских психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением, организацией себя на достижение или преобразование чего-либо. В ролевой игре образ поведения другого человека выступает для ребенка как регулятор его собств ...

Обогащения словаря учащихся осуществляется при изучении грамматики в процессе работы над текстом на занятиях чтения
Начальным материалом на занятии чтения служит литературное произведение. Труд над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его смыслм, а также над образной и чувствительной стороной слова осуществляется основным образом путём слежения за языком произведения и в процессе смыслового ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru