Характеристика развития внимания как психического процесса. Проблема влияния внимания на деятельность

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Характеристика развития внимания как психического процесса. Проблема влияния внимания на деятельность

Страница 1

Исследованием проблемы внимания занимались многие виднейшие психологи и педагоги. Среди них мы можем назвать следующие имена. С.Л. Рубинштейн (выделил основные свойства внимания и указал, каким образом происходи развитие внимания), Л.С. Выготский (исследовал многие проблемы психологии и педагогики внимания, такие как: психологическая природа внимания, проблема установок, проблема развития внимания и т.д.).

А.Ф. Лазурский изучал в основном наклонности, относящиеся к вниманию (это его характеристика: устойчивость, объем и т.д.). Р. Вудсвортс также исследовал объем внимания, сдвиги и колебания внимания и др. проблемы. Проблемы психологии внимания, а также их теории и модели изучал В. Вундт, Э.Б. Титченер, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Э. Рубин, В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев, которые рассматривали проблемы внимания с позиций теории деятельности .

Проблемам внимания в жизни и деятельности человека уделяли важное место в своих работах такие ученые как А.Ф. Кони, К.С. Станиславский, М.А. Чехов, Р. Найдиффер, И. Атватер.

Теперь рассмотрим становление теории внимания в истории психологии.

Одним из первых на свойства внимания указывал С.Л. Рубинштейн. Он, в частности указывал, что все процессы познания-будь то восприятие или мышление-направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек-воспринимающая и мыслящая личность.

Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании-в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Также С.Л. Рубинштейн перечисляет основные свойства внимания. Это в первую очередь концентрация. Под концентрированностью внимания ученый понимает наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает интенсивность этой связи.

Следующее свойство – наличие определенного объема. Объем внимания является изменчивой величиной, зависит он от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. С объемом внимания связан о такое свойство как распределяемость.

Распределение внимание зависит от ряда условий, прежде всего от того. насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема.

Еще одно свойство – устойчивость. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т.е. его временной экстенсивностью. Устойчивость внимания зависит, конечно, кроме того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта-степени его интереса к данному материалу – и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Заключительное занятие по теме «Законы движения Ньютона»
Целью заключительного занятия является систематизация и обобщение знаний учащихся по теме. Может быть рекомендован следующий план проведения этого занятия. 1.Предмет и задачи динамики. 2.Основные понятия динамики. 3.Масса. 4.Сила. 5.Первый закон Ньютона (формулировка закона, его проявления в природ ...

Определение понятия «современный урок»
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, то есть в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимство ...

Теоретические аспекты проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Взгляды отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблему мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и дале ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru