Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Страница 3

У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления.

Учитывая выше сказанное, социально-педагогическое сопровождение подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ, можно начать с развития его навыков, осмысления, систематизации информации о самом себе, т.е. о своем индивидуально-личностном поле.

Индивидуально-личностное поле - это механизм интеграции индивида в окружающую социальную среду. Индивид не ограничен его телесностью. Он формирует вокруг себя надындивидуальную реальность, которая в той или иной мере воздействует на среду, окружающих людей.

Для определения содержания индивидуально - личностного поля социальный педагог может рекомендовать подростку воспользоваться соответствующей матрицей, разработанной исследователем В.И. Ильиным. Согласно этому социально-психологическом инструментарию подросток может в произвольной и доступной форме, с помощью заданного алгоритма, определить свои статусные позиции, социальные роли, самоидентификацию, социальную идентификацию, эго-идеал, идеальное "Я", реальное "Я", зеркальное "Я", социальный, культурный, физический, психологический потенциалы, габитус (П. Бурлье).

Такой самоанализ позволит подростку увидеть, как в каждом элементе индивидуально-личностного поля переплетаются индивидуальные характеристики со свойствами социокультурного поля, субъективное превращается в объективное и наоборот. Кроме того, данная социально-психологическая технология развивает у подростка навыки критического мышления, в основе которых лежат умения сравнивать, анализировать, абстрагироваться, синтезировать, обобщать информацию.

Наиболее приемлемые групповые формы социально-педагогического сопровождения должны так же учитывать необходимость развития критического мышления подростков, соблюдения корректных приёмов речевого взаимодействия и иметь выход на групповой контент-анализ телевизионной информации с количественным и качественным анализом её содержания. Это могут быть разные формы дискуссий, деловые игры и прочие.

Высшей стадией социально-педагогического сопровождения можно считать коллективные формы, в контексте которых могут сочетаться индивидуальные и групповые. Именно коллективные формы, например, в виде клуба по интересам, позволяют в системе, последовательно осуществлять социально-педагогическое сопровождение, руководствуясь специально разработанной программой.

Отличительной чертой информационной среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве "психологического орудия" (по Л.С. Выгодскому) социального воздействия на человека. В этом она является важнейшим фактором социализации индивида, а так же формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности [39].

Одним из наиболее распространённых видов информационной среды является телевидение, а его влияние на детей и подростков огромно, они черпают оттуда жизненные ценности и способы поведения, причём влияние западного (прежде всего американского) телевидения на развивающиеся страны оценивается исследователями неоднозначно.

Потребление информации как товара не только формирует определённую систему ценностей, но и определённую систему социального взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Структура высшего образования Российской Федерации
Система высшего профессионального образования в структуре профессионального образования занимает ведущее место. Обучаясь в вузе, гражданин на более высоком уровне может овладеть профессиональными навыками будущей профессии. При этом, теоретическому материалу уделяется достаточно много места. Будущи ...

Диагностика уровня формировании культуры потребления подростками информации телевизионных СМИ
Эмпирическое исследование было начато нами в апреле 2009 года, когда в экспериментальной группе были проведены предварительные беседы о специфике взаимодействия зрителей с виртуальной реальностью телевизионных программ и проблеме социально-психологического воздействия телевизионных СМИ на сознание ...

Технология подготовки уроков
Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех. Общие требования к уроку можно разделить на три груп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru