Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Страница 3

У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления.

Учитывая выше сказанное, социально-педагогическое сопровождение подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ, можно начать с развития его навыков, осмысления, систематизации информации о самом себе, т.е. о своем индивидуально-личностном поле.

Индивидуально-личностное поле - это механизм интеграции индивида в окружающую социальную среду. Индивид не ограничен его телесностью. Он формирует вокруг себя надындивидуальную реальность, которая в той или иной мере воздействует на среду, окружающих людей.

Для определения содержания индивидуально - личностного поля социальный педагог может рекомендовать подростку воспользоваться соответствующей матрицей, разработанной исследователем В.И. Ильиным. Согласно этому социально-психологическом инструментарию подросток может в произвольной и доступной форме, с помощью заданного алгоритма, определить свои статусные позиции, социальные роли, самоидентификацию, социальную идентификацию, эго-идеал, идеальное "Я", реальное "Я", зеркальное "Я", социальный, культурный, физический, психологический потенциалы, габитус (П. Бурлье).

Такой самоанализ позволит подростку увидеть, как в каждом элементе индивидуально-личностного поля переплетаются индивидуальные характеристики со свойствами социокультурного поля, субъективное превращается в объективное и наоборот. Кроме того, данная социально-психологическая технология развивает у подростка навыки критического мышления, в основе которых лежат умения сравнивать, анализировать, абстрагироваться, синтезировать, обобщать информацию.

Наиболее приемлемые групповые формы социально-педагогического сопровождения должны так же учитывать необходимость развития критического мышления подростков, соблюдения корректных приёмов речевого взаимодействия и иметь выход на групповой контент-анализ телевизионной информации с количественным и качественным анализом её содержания. Это могут быть разные формы дискуссий, деловые игры и прочие.

Высшей стадией социально-педагогического сопровождения можно считать коллективные формы, в контексте которых могут сочетаться индивидуальные и групповые. Именно коллективные формы, например, в виде клуба по интересам, позволяют в системе, последовательно осуществлять социально-педагогическое сопровождение, руководствуясь специально разработанной программой.

Отличительной чертой информационной среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве "психологического орудия" (по Л.С. Выгодскому) социального воздействия на человека. В этом она является важнейшим фактором социализации индивида, а так же формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности [39].

Одним из наиболее распространённых видов информационной среды является телевидение, а его влияние на детей и подростков огромно, они черпают оттуда жизненные ценности и способы поведения, причём влияние западного (прежде всего американского) телевидения на развивающиеся страны оценивается исследователями неоднозначно.

Потребление информации как товара не только формирует определённую систему ценностей, но и определённую систему социального взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Педагогические условия использования компьютерных игр, способствующих снижению уровня агрессии младших школьников
Приведем для начала описание одной из игр агрессивного характера. MURDER. Эта игра для любителей убийств. Вы – овдовевший муж. У вас убили жену и дочь. Вы решили отомстить преступникам. Вы покупаете пистолет и достаете фотографии преступников. Их всего шесть, так что будьте внимательны, так как вам ...

Последствия наркомании: психическая и физическая зависимость
Употребление наркотических веществ приводит к зависимости от них, то есть формируется наркомания - хроническое психическое заболевание. Сроки развития коротки, например, достаточно 3-5 инъекций для того чтобы человек стал наркоманом. Вся жизнь и мысли таких людей сконцентрированы на наркотиках - на ...

Содержание ключевых образовательных компетенций
Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru