Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ

Страница 3

У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития и, прежде всего развитием понятийного мышления.

Учитывая выше сказанное, социально-педагогическое сопровождение подростка в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ, можно начать с развития его навыков, осмысления, систематизации информации о самом себе, т.е. о своем индивидуально-личностном поле.

Индивидуально-личностное поле - это механизм интеграции индивида в окружающую социальную среду. Индивид не ограничен его телесностью. Он формирует вокруг себя надындивидуальную реальность, которая в той или иной мере воздействует на среду, окружающих людей.

Для определения содержания индивидуально - личностного поля социальный педагог может рекомендовать подростку воспользоваться соответствующей матрицей, разработанной исследователем В.И. Ильиным. Согласно этому социально-психологическом инструментарию подросток может в произвольной и доступной форме, с помощью заданного алгоритма, определить свои статусные позиции, социальные роли, самоидентификацию, социальную идентификацию, эго-идеал, идеальное "Я", реальное "Я", зеркальное "Я", социальный, культурный, физический, психологический потенциалы, габитус (П. Бурлье).

Такой самоанализ позволит подростку увидеть, как в каждом элементе индивидуально-личностного поля переплетаются индивидуальные характеристики со свойствами социокультурного поля, субъективное превращается в объективное и наоборот. Кроме того, данная социально-психологическая технология развивает у подростка навыки критического мышления, в основе которых лежат умения сравнивать, анализировать, абстрагироваться, синтезировать, обобщать информацию.

Наиболее приемлемые групповые формы социально-педагогического сопровождения должны так же учитывать необходимость развития критического мышления подростков, соблюдения корректных приёмов речевого взаимодействия и иметь выход на групповой контент-анализ телевизионной информации с количественным и качественным анализом её содержания. Это могут быть разные формы дискуссий, деловые игры и прочие.

Высшей стадией социально-педагогического сопровождения можно считать коллективные формы, в контексте которых могут сочетаться индивидуальные и групповые. Именно коллективные формы, например, в виде клуба по интересам, позволяют в системе, последовательно осуществлять социально-педагогическое сопровождение, руководствуясь специально разработанной программой.

Отличительной чертой информационной среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве "психологического орудия" (по Л.С. Выгодскому) социального воздействия на человека. В этом она является важнейшим фактором социализации индивида, а так же формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности [39].

Одним из наиболее распространённых видов информационной среды является телевидение, а его влияние на детей и подростков огромно, они черпают оттуда жизненные ценности и способы поведения, причём влияние западного (прежде всего американского) телевидения на развивающиеся страны оценивается исследователями неоднозначно.

Потребление информации как товара не только формирует определённую систему ценностей, но и определённую систему социального взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методика развития графической аналогии
Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета – заместителя, а в рисован ...

Специфика формирования подростковой субкультуры
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих ...

Особенности развития творческого воображения у детей с особыми образовательными потребностями
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно – перс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru