Из рассмотренного в 1.1 и 1.2 параграфах теоретического материала следует, что формирование культуры потребления телевизионной информации впрямую зависит от способности подростка сохранять субъектность, т.е. от умения самоидентификации своей индивидуальной социальной реальности и противостояния социально-психологическому воздействию специфической телевизионной информационной среде как разновидности надиндивидуальной реальности, воздействующей, прежде всего, на его эмоционально-волевую сферу.
Для продуктивного решения этих педагогических задач целесообразно во время социально-педагогического сопровождения подростков использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, которые позволяют выходить на интерактивный уровень субъектного взаимодействия.
Под социально-педагогическим сопровождением мы в нашем исследовании подразумеваем организацию преодоления основных социально-психологических препятствий в виде "Я-препятствия" (личностные, психофизические и интеллектуальные проблемы) и "Они-npeпятствия" (средовые, связанные с воздействие на сознание внешней социальной среды). Понятие "Я-препятствия" мы с связываем с неспособностью подростка выйти на высокий уровень критического мышления, который бы позволил ему обеспечить достаточную культуру потребления телевизионной информации.
Понятие "Они - пpепятствия" мы связываем со способностью телевизионных СМИ создавать виртуальную надындивидуальную социальную реальность, которая воздействует на его ценностное самоопределение и нормы поведения в обществе.
Учитывая это, мы принимаем за аксиому определением социально-педагогической поддержки О.С. Газмана: "Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных видах жизнедеятельности (обучении, самовоспитании, общении, образе жизни)".
А так же то, что в процессе социально-педагогического сопровождения необходимо придерживаться основных тактик межличностного взаимодействия: защита, помощь, содействие, взаимодействие. Они должны помочь обеспечить: условия психологической безопасности подростка при получении им опыта анализа содержания информации телевизионных СМИ; самостоятельность его аналитических действий; перевод проблемы некритического восприятия телевизионной информации, которая приводит к социально-психологической зависимости виртуальной действительностью, в деятельность по её разрешению.
В основе тактики защиты лежит ограждение подростка от негативных обстоятельств (или смягчение таких обстоятельств) социально-психологического воздействия информации телевизионных СМИ.
Социальный педагог во время реализации этой тактики может занять позицию "буфера", смягчающего воздействие на подростка негативных обстоятельств. Т.е. принять на себя предварительное осмысление информации, выбранной для анализа, с помощью иронии, научных фактов и прочих приемов её интерпретации, нейтрализовать негативное впечатления от получаемой во время сопровождения телевизионной информации.
Тактика помощи в большей степени, чем тактика защиты, ориентирована на активность подростка. В ее основе лежит вывод из состояния "жертвы обстоятельств" (т.е. социально-психологического программирования подростка СМИ) в состояние "встречи с проблемой". В то время как тактика защиты, как правило, обращена к внешним обстоятельствам, тактика помощи имеет целью разблокировать собственную активность и самостоятельность объекта поддержки. Для эффективной и безопасной организации тактики помощи необходимо, чтобы ее опережала тактика защиты, освобождающая "безопасное пространство" для пробы личностью подростка своих интеллектуальных сил.
Полезная информация:
Программный материал по ручной обработке металлов ООТ
При изучении раздела "Обработка металла" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения: Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция). Беседа. Самостоятельная работа учащихся с литературой. Телевидение, звукозапись. Наглядные метод ...
Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности,
способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента
В условиях изменившейся парадигмы образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, а его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь челове ...
Педагогическая
деятельность
В.С Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухом ...