Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков

Страница 4

К.А. Тарасов приводит "пять типов последствий восприятия экранного насилия и четыре концепции, объясняющие их.

Первый тип - катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении.

Второй тип последствий - формирование готовности к агрессивным действиям. Подобная связь получила свое отражение в "теории стимулирующего воздействия". Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой - представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.

Третий тип и связанная с ним теория - научение посредством наблюдения. Имеется в виду, что в процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения. Информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации. Вывод из этой теории весьма пессимистичен: обращение к популярной культуре, изобилующей агрессивными персонажами, повышает вероятность антисоциального поведения.

Четвертый тип последствий - закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения.

Пятый тип - это не столько насильственное поведение, сколько эмоции - страхи, беспокойство, отчужденность.

В контексте нашего исследования в понятие "экранное насилие" вкладываем более широкое содержание - насилие над свободной волей подростка, опосредованное воздействие на его интеллект через эмоции, навязанное ему социально-психологическое программирование норм поведения. Эти нормы могут быть положительными или отрицательными. Но сам факт "насилия" неизбежно деформирует процесс самоидентификации, будет способствовать его психологической зависимости от ценностной деятельности телевидения и это, в свою очередь, приведёт к постепенной потери субъектности его личности.

Учитывая это, в данной теории мы принимаем то, что телевидение, создает некую символическую среду, куда люди погружаются с детства. Среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира. Подростку в той или иной степени кажется, что реальный мир таков же, как на телеэкране. В той мере, в какой это происходит, он в повседневной жизни проявляют страх, беспокойство и отчужденность от других.

Процесс распространения информации телевизионными СМИ с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения, как к ней, так и к тому, кто её транслирует. Поэтому и телевизионные СМИ как информационный канал, и информация как основное содержание их деятельности - процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определённых норм и образцов поведения в обществе.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Организация инновационной деятельности
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедически ...

Закрепление и углубление материала на второй закон Ньютона
Для закрепления и углубления материала на второй закон Ньютона рассматривают главным образом тренировочные задачи, позволяющие усвоить формулу и единицы измерения входящих в нее величин. При решении задач нужно научить учащихся определять направление векторных величин, особенно ускорения. В соответ ...

Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года жизни
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru