Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков

Страница 4

К.А. Тарасов приводит "пять типов последствий восприятия экранного насилия и четыре концепции, объясняющие их.

Первый тип - катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении.

Второй тип последствий - формирование готовности к агрессивным действиям. Подобная связь получила свое отражение в "теории стимулирующего воздействия". Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой - представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.

Третий тип и связанная с ним теория - научение посредством наблюдения. Имеется в виду, что в процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения. Информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации. Вывод из этой теории весьма пессимистичен: обращение к популярной культуре, изобилующей агрессивными персонажами, повышает вероятность антисоциального поведения.

Четвертый тип последствий - закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения.

Пятый тип - это не столько насильственное поведение, сколько эмоции - страхи, беспокойство, отчужденность.

В контексте нашего исследования в понятие "экранное насилие" вкладываем более широкое содержание - насилие над свободной волей подростка, опосредованное воздействие на его интеллект через эмоции, навязанное ему социально-психологическое программирование норм поведения. Эти нормы могут быть положительными или отрицательными. Но сам факт "насилия" неизбежно деформирует процесс самоидентификации, будет способствовать его психологической зависимости от ценностной деятельности телевидения и это, в свою очередь, приведёт к постепенной потери субъектности его личности.

Учитывая это, в данной теории мы принимаем то, что телевидение, создает некую символическую среду, куда люди погружаются с детства. Среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира. Подростку в той или иной степени кажется, что реальный мир таков же, как на телеэкране. В той мере, в какой это происходит, он в повседневной жизни проявляют страх, беспокойство и отчужденность от других.

Процесс распространения информации телевизионными СМИ с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения, как к ней, так и к тому, кто её транслирует. Поэтому и телевизионные СМИ как информационный канал, и информация как основное содержание их деятельности - процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определённых норм и образцов поведения в обществе.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира
Обычно уроки москвоведения, посвященные изучению древней столицы строятся достаточно однообразно: преподаватель рассказывает о том, какой была Москва в древности, а затем предлагает учащимся ряд заданий и вопросов на закрепление и повторение знаний. На уроках окружающего мира развитие исследователь ...

Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внеш ...

Особенности состояния пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
В целом, с предложенными заданиями справились все дети, вошедшие в экспериментальную группу, задание выполняли достаточно быстро и с интересом. Отмечалась большая заинтересованность детей в работе. Дети были весьма активны и доброжелательно относились к экспериментатору. Наиболее слабые ответы были ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru