Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков

Страница 1

Общение как фактор социального взаимодействия подростка с индивидуальной и внешней реальностью, обуславливающее становление его личности, может быть непосредственным и опосредованным. Так автор и герои книг, которые являются для взрослого человека некими абстрактными объектами, подростком воспринимается в силу его эмоциональной открытости как реальные личности, с которыми он с помощью своего во многом ещё детского воображения легко себя идентифицирует. Нечто подобное ещё в большей степени явственно происходит с подростком, когда он смотрит художественный фильм, ток-шоу, телесериал и т.д., т.е. когда он выступает в роли потребителя информационной продукции телевизионных СМИ. Опосредованным потребителем их продукции подросток является не только по тому, что его личное восприятие информации в силу специфики деятельности телевидения уже опосредованно. Отдельно взятый подросток может не смотреть телевизор, но через своих сверстников, которые это делают, он будет получать опосредованно через них информацию. Такая информация может быть выражена не только прямым пересказом того, что они видели, слышали, читали. Информация СМИ может быть закодирована в их поступках, оценках, нормах поведения, через которые они воспроизводят ценностное содержание их деятельности, даже сами не подозревая того, что они это делают. Опасность такого рода социально-психологической зависимости выражается в том, что подросток, являющийся неосознанным транслятором такого ценностного содержания, имитирует субъектность. Т.е. он выглядит очень убедительно, так как и в самом деле полагает, что действует самостоятельно и независимо. Такое его "самостояние" внушает особое доверие у сверстников и стимулирует их для подражания.

Учитывая выше сказанное, получается, что, например, виртуальное визуальное пространство телевидения занимает воображение и мысли подростка больше, чем вместе взятые школьная и семейная и уличная социальная среда. А вхождение в визуальное пространство телевидения для подростка - неотъемлемый отберут его современной социальной практики, без которой ему трудно, находящемуся под воздействием референтной группы, в этот период интеллектуально существовать. Причем, визуальное восприятие виртуальной реальности телевидения, по мнению специалистов, в отличие от непосредственного межличностного взаимодействия в семье, в школе, на улице или чтения книг, мало способствует развитию критического мышления так как в основном воздействует на его эмоционально-волевую сферу. Это отрицательно сказывается не только на формировании его интеллекта, но и создает иллюзию реального приобретения настоящего социального опыта, который в силу своего возраста, он интуитивно стремится приобрести. Это пагубно отражается впоследствии на продуктивности процесса социализации подростка, приводит к психологическим срывам и т.п., так как реальная социальная среда, конечно, принципиально отличается от виртуальной и опыт взаимодействия подростка с ними несопоставим.

Казалось бы реальный опыт социального взаимодействия подросток должен приобретать прежде всего в семье. Но подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт. В связи с этим, привлекательной матрицей для получения такого "уникального" опыта является для подростка виртуальная реальность, так как в ней всё не как в серой обыденной, напряжённой жизни взрослых. Для того, чтобы понять фальшивость виртуальных сюжетов, необходим высокий порог критического мышления, которого пока еще у подростка нет.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Реализация принципа наглядности
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил: предметы в натуре запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы; дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учите наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать; помните золото ...

Влияние средств массовой информации на воспитание
Средства массовой информации оказывают огромное воздействие на человека в целом, тем более на молодежь, которая черпает и программируется на ценностях, пропагандируемых на страницах печатных изданий. Развитие средств массовой информации привело к тому, что многие культурно-эстетические ценности быт ...

Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Задачи деятельности педагога-психоло ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru