Конспект занятия по звуковой культуре речи детей старших групп на дифференциации звуков С и Ш

Образование и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи » Конспект занятия по звуковой культуре речи детей старших групп на дифференциации звуков С и Ш

Страница 3

Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться не только в детском саду, но и дома. Педагогу следует активно привлекать родителей к воспитанию у детей чистой и правильной речи, особое внимание обращая на тех из них, которые имеют отставание в овладении звуковой стороной речи. Приведу для примера фрагмент дополнительного занятия с такими детьми.

Пример занятия.

Программное содержание: учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные; правильно подбирать слова с определенными звуками (упражнения на звукопроизношение, развитие фонематического восприятия).

Наглядный материал: картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звонкого или глухого согласного.

Ход занятия: На столе перед каждым ребенком лежат две картинки. Примерный набор: санки - зайцы, сапог - звонок, собака - замок, самолет - зонт (для дифференциации звуков [с] и [з]); шуба - жук, шарф - жаба, шапка - жираф, шкаф - желудь ([ш] и [ж]); ваза - флаг, валенки - фартук, вагон - фонарь ([в] и [ф]); курица - гусь, кот - галка, кошка - голубь, картофель - глобус ([г] и [к]); трава - дрова, топор - дом, тыква - дыня, танк - душ ([т] и [д]); банка - пальто, булка - платье, бублик - пуговица, ботинки - поезд ([б] и [п]).

Воспитатель показывает две картинки (санки - зонт). Дети говорят, что на них нарисовано. Потом определяют, какой звук первый в этих словах. Воспитатель предлагает послушать, как звучат звуки (звук [с] произносится глухо, а звук [з] - звонко, при участии голоса). Далее он просит детей внимательно рассмотреть свои картинки и поднять руку тех, у кого есть картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука [с]. Воспитатель спрашивает, как произносится звук [с], при участии голоса или нет. Дети отвечают. Аналогичные задания даются и в отношении слов, которые начинаются со звука [з]. Такая же работа проводится со звуками [ш] и [ж].

Далее воспитатель предлагает детям назвать слова, начинающиеся с глухого (звонкого) согласного. Допущенные ошибки исправляются путем выделения первого звука из слова и проверки его на наличие звонкости (тыльная сторона руки прикладывается к горлу).

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Развитие речи у детей с ДЦП
О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже в ...

История детской периодики и критики
До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей. Первым детским журна ...

Развитие лексико-грамматического строя речи
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Остановимся кратко на хар ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru