Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию правильного звукопроизношения

Образование и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи » Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию правильного звукопроизношения

Страница 8

Следующий этап работы - обучение умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками. Проводя, например, игру "Кто убежал?", воспитатель убирает то игрушку, в названии которой есть звук [з], то игрушку, в названии коI торой есть звук [ж]. Он просит детей правильно назвать слова, выделив голосом дифференцируемые звуки: коз-з-за, еж-ж-жик. Для различения звуков на слух детям можно предложить подобрать слова с отрабатываемыми звуками (например, мальчикам - со звуком [з], девочкам - со звуком [ж]).

В старшей группе, прежде чем упражнять детей в дифференциации звуков в речи, следует провести предварительную подготовительную работу, которая заключается в том, что дошкольников учат вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков и только потом, усложняя задание, предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель упражняет детей сначала в выделении из фраз слов, в которых есть звук [с] (в начале, в конце и середине слова): "Люда подарила Соне куклу", "По дороге едет автобус", "Петя чинит колесо"; потом звук [з]: "Зоя читает книгу", "Папа купил маме вазу". Затем он дает предложения, включающие оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук [з], потом слово со звуком [с]: "Зоя купает маленькую Свету в ванне". Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивается, при этом подбираются слова, относящиеся к разным частям речи.

С целью обучения детей умению правильно произносить смешиваемые звуки воспитатель специально подбирает фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации. Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с заданными звуками из фразы. В дальнейшем, усложняя задания, воспитатель может предложить детям выделить слова с данными звуками из небольшого стихотворения. На первых порах, чтобы облегчить им нахождение слов, он использует наглядность, например, выставляет на столе столько елочек, матрешек, сколько слов с заданными звуками имеется в четверостишии. Когда слово названо, игрушка убирается.

При произнесении чистоговорок, скороговорок одновременно с работой над звукопроизношением, дикцией отрабатывается нужная громкость голоса, темп речи.

Учитывая то, что к пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков (особенно звуков позднего онтогенеза), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Игры и упражнения на дифференциацию звуков способствуют также их уточнению и закреплению. Поэтому воспитатель строит занятия так, чтобы дети имели возможность в процессе дифференциации звуков потренироваться в правильном их произношении, как в изолированном виде, так и в словах, фразах. Закрепление звуков, введение их в речь у детей, имевших отставания в речевом развитии, осуществляются не только на занятиях, но и в процессе повседневного общения.

В работе над произносительной стороной речи педагог обращает внимание детей на правильность воспроизведения слов, показывает образцы норм литературного произношения: вчера, а не вчерасъ, звонит, а не звонит и др., поправляет детей, которые допускают ошибки.

Совершенствование речевого слуха осуществляется во время заучивания стихотворений, потешек, считалок. Воспитатель обращает внимание дошкольников на используемые им интонационные средства выразительности, учит правильно пользоваться ими. Предлагая загадки, он приучает детей не только внимательно вслушиваться в речь говорящих, узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует их в качестве упражнений для развития фонематического восприятия, то есть умения слышать определенный звук в слове-отгадке, выделять его среди других звуков, близких по произношению или звучанию.

На занятиях в старших группах продолжается работа по совершенствованию голосового аппарата детей. Проговаривание чистоговорок помогает не только закреплять звуки, но и отрабатывать дикцию, скорость и громкость речи. При заучивании стихотворений дети осваивают интонационные тонкости языка (читают стихотворения по ролям). Работа по совершенствованию интонационных средств выразительности проводится как на занятиях по развитию речи, так и в процессе ознакомления с художественной литературой, при пересказах.

В старшей группе воспитатель продолжает развивать у детей речевое дыхание: дает задания на протяжное произнесение гласных и фрикативных звуков, различных (по количеству слов) фраз на одном выдохе, а также подготовительные упражнения на поддувание.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происхо ...

Формы организации двигательной активности и их использование в режиме дня ребенка
С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ №13. Нами была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младш ...

Формирующий эксперимент и его статистическая обработка
Эксперимент проводился на базе Нижнекамского муниципального института со студентами очного (6 человек) и заочного (5 человек) отделения. Для проверки остаточных знаний и получения зачета студенты очного отделения проводился по рейтингу (накопление баллов за посещаемость, активностью на уроках, напи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru