Типология семьи. Семейные отношения

Семья и ее основные функции, типология » Типология семьи. Семейные отношения

Страница 5

Происходит громадная, скрытая от взрослых работа мысли над неразрешимой задачей: почему это произошло? Здесь нет неизбежной причины, здесь не какая-то болезнь или случай унесли отца (мать). Нет, они живы, здоровы, со всеми такими близкими чертами, такие до глубины свои, и вот они вдруг оказываются чужими. Идет переоценка личности отца (матери), идет борьба между чувством к отцу и матери. Эта непосильная для детской психики работа, чувство неловкости за любимого человека, какое-то смутное ощущение чего-то нехорошего, происходящего с семьей, сознание того, что все вокруг непрочно и непостоянно, чувство потери любимого, близкого человека резко меняет весь облик ребенка, нарушает его обычную и спокойную жизнь, нарушает аппетит и сон, меняет обращение с товарищами. Ребенок становится рассеянным, печальным, очень вспыльчивым, без видимой причины лезет в драку или заливается слезами, становится задумчивым и угрюмым. Но, что еще тяжелее, он часто меняет свое отношение и к оставшемуся родителю.

Нам важно выделить только элементы, наиболее существенные в педагогическом отношении, которые дали бы нам возможность понять то, что совершается в этом органе воспитания, и наметить пути жизненного решения этого вопроса.

Прежде всего мы должны отметить в понятии семьи характер коллектива, хотя и сравнительно малого коллектива. Этот коллектив создался на естественной почве жизненной связи и объединен прежде всего основной целью совместной борьбы за существование. Цель эта, конечно, не единственная, но она – в особенности для массовой семьи – является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключается первая сторона семьи, существенная в педагогическом отношении. Нет общества без индивида, но и индивид как человеческая личность мыслим вообще только в обществе и на почве общения. Жизнь в коллективе, открывающем возможность нормального общения с другими, есть не только явление, вытекающее из инстинкта общественного животного, но и неотъемлемое условие всякого воспитания. Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере двух индивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основным средством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечества везде, где возможно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минимальная общественная ячейка, семья.

В течение первого года и вообще в первые годы жизни уход за ребенком представляет одну из самых важных сторон…воспитания. Самым могущественным двигателем для развития чувства в этот период служит подражание. Наилучшая воспитательная среда для ребенка – постепенное общение с матерью, в том случае если мать остается для него кормилицей и няней.

В развитии такого чувства имеют наибольшее значение два момента, анализ которых одинаково важен для нашей цели. Прежде всего у ребенка, который кормится грудью совей матери и пользуется ее материнскими заботами и уходом, устанавливается прочная ассоциация между образом матери и приятными чувствами, которые он испытывает, утоляя голод или избавляясь благодаря ее уходу от множества других неприятных ощущений. Весь акт кормления ребенка с его аксессуарами, с материнской лаской составляет один из самых высших источников детского наслаждения и один из сильнейших стимулов в деле развития начинающихся высших чувств… из этого физиологического источника сближения матери с ее ребенком вырастают будущие чувства человеческой солидарности и альтруизма. Но в материнском уходе за ребенком есть и другая, гораздо более важная сторона. Как известно, материнство, даже у животных, пробуждает альтруистические чувства, которые в другое время животные вовсе не проявляют. В человеческом же существе материнство возбуждает все умственные и нравственные стороны и призывает к жизни все высшие качества, которыми одарена данная личность. В отношении силы чувств из двух родителей женщина занимает первое место, потому что отличается безусловно высшим развитием чувства, чем у мужчин. Это различие становится еще более заметным в период материнства; в эту пору человеколюбие и бескорыстие женщины поднимается на высоту, едва доступно для мужчины. И если только мать остается кормилицей и няней своего ребенка, то умственное и нравственное его развитие наиболее обеспечено в постоянном общении с таким высоким образцом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Истоки возникновения и развития танца модерн
Начало XX века ознаменовано новыми открытиями в области изучения физиологии и психологии человека. Упадок классического танца привел к поиску новых выразительных средств в области сценического движения и танца. Педагоги, практики и теоретики занимались исследованием физических движений человека на ...

Умение исследовать в системе специальных знаний
Умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач, ибо выполнение каждого сложного действия выступает для ученика как решение задачи. Исследовательские умения можно разделить на общи ...

Отношения младших школьников со сверстниками. Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта - ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru