Применение принципа прочности

Страница 1

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное

Необходимо давать такие установки на запоминание: что, как и для чего надо запоминать. Например, сказать, что «нужно хорошо запомнить какие задачи выполняют центральные банки» и «запомнить навсегда основную функцию центрального банка – эмиссию денег». Такими установками как бы активизируется внимание учащихся и возникает у них стремление запомнить соответствующую информацию. Необходимо также уметь «предотвращать забывание». Огромную роль при этом играют опорные сигналы, наглядные пособия (схемы, рис.1, рис.4).

Более прочному запоминанию способствует и запись важнейшей информации. Даже если все формулы, определения и прочее есть в учебных пособиях, их желательно еще и записать, что позволяет осуществить дополнительную мыслительную операцию, лучше понять и осмыслить изучаемую информацию, а значит лучше ее запомнить.

Одновременное применение нескольких принципов дидактики также поспособствует прочности в овладении знаниями.

Допустим, при изучении вопроса «типы денежных систем», воспользуемся наглядностью. На доске преподаватель начертит схему по типам денежных систем (рис.4). Затем попросит учеников перечертить схему в тетрадь. Таким образом, активизируется как зрительное запоминание, так и механическая память. При объяснении материала, он будет ссылаться на примеры из жизни, что позволит в более доступной форме преподнести, казалось бы, сложный материал. Само наглядное пособие представляет собой структурно-логическую схему, которая отвечает принципу систематичности и последовательности.

Прочности в овладении информацией в значительной мере способствует систематическое повторение. Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления с новым материалом, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Однако не всякое повторение дает соответствующий положительный результат. Оно не должно рассматриваться лишь только как копирование пройденного. Повторять – это значит воспроизводить изученное с позиций новой информации, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями и т.п.

Рисунок 4 – Типы и виды денежных систем

Например, при изучении вопроса «банковские операции» следует после изучения видов операций повторить их уже с применением практической стороны вопроса.

Прочности в овладении знаниями во многом способствуют различные формы самостоятельной работы учащихся. Как правило, намного лучше запоминается тот материал, по которому он напишет реферат (доклад, курсовую), нежели тот, который ему расскажут на лекции.

Также принцип прочности обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

В начале урока проверяется усвоение знаний по пройденному материалу, по домашним заданиям. В конце урока можно провести фронтальный опрос группы по новому материалу, чтобы узнать насколько усвоены учащимися основные понятия новой темы. А в конце раздела провести обобщающий урок, чтобы закрепить в памяти, в нашем случае, пройденную тему «Денежно-кредитная система». Урок этот можно провести в форме самостоятельной работы учащихся, состоящей из пяти вопросов, которые отразят все основное по данному разделу дисциплины «экономика».

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Введение новых учебных программ, планов, методов
В 1923-1925 годах были составлены под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Это были не предметные, а комплексные программы. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы програм ...

Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в
К концу ХVII - началу ХVIII в. в России и на Беларуси идея государственного призрения обездоленных детей стала приобретать конкретные формы. В результате петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот. Возникшие значительно ранее (в конц ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru