Применение принципа систематичности и последовательности

Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.

Необходимо помнить, что сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращение забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.

При построении учебного процесса нужно пользоваться проверенной схемой формирования теоретических знаний:

установить объект и предмет (природы и научной теории);

изложить основания теории;

раскрыть инструментарий теории;

объяснить следствия теории;

показать границы их применения.

Реализация принципа предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между различными дисциплинами, изучаемыми на разных курсах, чтобы каждый раз, вновь изучаемый материал базировался на усвоенном ранее. Так, и дисциплина «Экономика» преподается в школах в старших классах, так как понимание ее будет затруднено без знаний по географии (страны мира), математики (при решении задач) и т.д. здесь мы видим, что реализация принципа систематичности и последовательности не обходится и без межпредметных связей. Также необходимо систематически повторять и совершенствовать ранее усвоенное. Не допускается переходить к изучению последующего материала, если преподаватель не уверен, что учащимися не усвоен предыдущий. Для этого необходимо использовать различные методы контрольно-проверочных работ: во время урока проводить беседу по изучаемому вопросу, чтобы выявить степень осознания текущего материала, проверять выполнение домашнего задания, а в конце раздела, курса обязательно проводить уроки обобщения и систематизации.

Использование схемы «форма построения банковской системы» (рис.1) на уроке «кредитно-банковская система», схемы «типы и виды денежных систем» (рис.4) на уроке «денежная система и денежное обращение» позволят систематизировать и упрочнить основные положения по изучаемому вопросу.

Разделение содержания учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательная их реализация показана в приложении А.

На уроке не допускайте ни одного вопроса, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете. Допустим, не упоминайте на уроке по теме «кредитно-банковская система» понятия «банковские резервы», если его использование не предусмотрено по программе, иначе не раскрыв, данное понятие, у учащихся останется пробел в изучении данного вопроса. И дальнейшее объяснение материала будет бессмысленным, так как непонятое будет всячески отвлекать учащегося, он не сможет связать понятие «резерв» с новым материалом.

И никогда не забывайте совет Я.А.Коменского: все должно вестись в не разрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего. Так изучение темы «Денежно-кредитная система» не может остаться в сознании учащегося как отдельное целое, ни с чем несвязанное. Эта тема является значительной частью дисциплины экономика, которая является неотъемлемой, повседневной частью нашей жизни.

Полезная информация:

Жестокое обращение с детьми
Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются "все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуата ...

Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы. Для достиже ...

Документирование процесса лицензирования вуза
Лицензионные требования подразделяются на два вида: требования, которые разрешают вузам начать работу, и лицензионные требования к образовательным программам вуза. Согласно Положению, лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования РФ, государственные органы управл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru