Применение принципа доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Не надо забывать о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.

Для того, чтобы доступно объяснять новый материал учащимся, нужно руководствоваться следующими правилами: введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения, четко и однозначно формулировать понятия, избегать монотонности, использовать яркие факты, примеры из жизни.

Руководствуясь классическими правилами принципа доступности «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от простого к сложному» построена схема изложения материала по теме «Денежно-кредитная система».

Первый вопрос темы «деньги» - это самый простой материал темы, наиболее известный учащимся, им будет очень легко усвоить природу денег, их функции, виды, формы. Следующий вопрос «Денежное обращение и денежная система» несколько труднее вопроса «деньги», но все еще прост в усвоении, так как неразрывно с ним связан.инфляция уже более сложное понятие, о котором у учащихся все же имеются некоторые общие представления из повседневной жизни. Облегчить понимание данного материала поможет объяснение преподавателем каждого вида и формы проявления инфляции, связывая его с пройденным материалом «денежное обращение», «эмиссия».

Следующий вопрос темы «кредиты». Это уже более сложное понятие, с которым некоторые учащиеся , может быть, никогда не сталкивались, и не имеют ни малейшего представления по данному вопросу. Хотя, на сегодняшний день, такое трудно себе представить, потому что все чаще и чаще население нашей страны пользуется таким видом услуг различных банков на покупку техники, мебели, автомобиля и др. Допустим, при объяснении вопроса «кредитные системы», показать на примере из нашей жизни использование банковских кредитов для покупки, например, холодильника. Трудное, на первый взгляд, разграничение понятий кредитор и заемщик, будет понятно при объяснении, что кредитор (банк) предоставляет денежные средства во временное пользование заемщику (родителям) на условиях возвратности с выплатой процента. А один из видов кредитования, ипотека, и вовсе у всех на слуху ежедневно благодаря повсеместной рекламе. Объяснив учащимся понятие «кредиты» и «субъекты кредита» на основе простых и доступных каждому примеров из жизни, можно начать объяснение форм кредита. Учащимся будет легко их усвоить, основываясь на уже известных терминах.

И, наконец, последний вопрос темы «банки» - самый сложный, можно сказать, совершенно неизвестный для учащихся, будет доступен только после полноценного изучения предшествующих вопросов «деньги» и «кредиты», так как предусматривает связь с уже имеющимися знаниями по данным вопросам. Например, функции банка предполагают знание денежного обращения, а виды банков – форм и видов кредита и т.д.

Нужно уметь чувствовать, что дается учащимся трудно – это им необходимо объяснять, а что они поймут самостоятельно. На первом этапе объяснения новой темы нужно сообщать учащимся лишь общее, основное, чтобы затем, при закреплении, можно было вводить новые примеры, факты, уже уточняя изученное и чтобы при объяснении новых понятий, более трудных, учащийся мог на основе ранее изученного осознавать новый материал. Так, на основе простого примера с банковским кредитом на покупку холодильника, учащимся будет легче понять принципы кредитования в более крупных масштабах (государство – юридическое лицо, одно государство – второе государство).

По принципу доступности можно проводить в группе поисковые и эвристические беседы с более сильными учащимися, а вот катехизические со средними и слабыми.

Например, с сильными студентами рассмотреть задачи принципиально нового плана, а затем, уже схожие по своему содержанию, с более слабыми. Так, они на примере имеющихся, смогут решить, казалось бы, сложные задачи.

Полезная информация:

Влияние психофизической тренировки на детей с лёгкой умственной отсталостью
Эффективность физических упражнений для исправления нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 - 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у мл ...

Гигиена спортивной одежды и обуви
Одежда и обувь, специально предназначенные для занятий физическими упражнениями, должны обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности организма в различных метеорологических условиях и соответствовать правилам гигиены. Гигиенические требования к спортивной одежде. Она должна поддерживать опт ...

Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru