Применение принципа доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Не надо забывать о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.

Для того, чтобы доступно объяснять новый материал учащимся, нужно руководствоваться следующими правилами: введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения, четко и однозначно формулировать понятия, избегать монотонности, использовать яркие факты, примеры из жизни.

Руководствуясь классическими правилами принципа доступности «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от простого к сложному» построена схема изложения материала по теме «Денежно-кредитная система».

Первый вопрос темы «деньги» - это самый простой материал темы, наиболее известный учащимся, им будет очень легко усвоить природу денег, их функции, виды, формы. Следующий вопрос «Денежное обращение и денежная система» несколько труднее вопроса «деньги», но все еще прост в усвоении, так как неразрывно с ним связан.инфляция уже более сложное понятие, о котором у учащихся все же имеются некоторые общие представления из повседневной жизни. Облегчить понимание данного материала поможет объяснение преподавателем каждого вида и формы проявления инфляции, связывая его с пройденным материалом «денежное обращение», «эмиссия».

Следующий вопрос темы «кредиты». Это уже более сложное понятие, с которым некоторые учащиеся , может быть, никогда не сталкивались, и не имеют ни малейшего представления по данному вопросу. Хотя, на сегодняшний день, такое трудно себе представить, потому что все чаще и чаще население нашей страны пользуется таким видом услуг различных банков на покупку техники, мебели, автомобиля и др. Допустим, при объяснении вопроса «кредитные системы», показать на примере из нашей жизни использование банковских кредитов для покупки, например, холодильника. Трудное, на первый взгляд, разграничение понятий кредитор и заемщик, будет понятно при объяснении, что кредитор (банк) предоставляет денежные средства во временное пользование заемщику (родителям) на условиях возвратности с выплатой процента. А один из видов кредитования, ипотека, и вовсе у всех на слуху ежедневно благодаря повсеместной рекламе. Объяснив учащимся понятие «кредиты» и «субъекты кредита» на основе простых и доступных каждому примеров из жизни, можно начать объяснение форм кредита. Учащимся будет легко их усвоить, основываясь на уже известных терминах.

И, наконец, последний вопрос темы «банки» - самый сложный, можно сказать, совершенно неизвестный для учащихся, будет доступен только после полноценного изучения предшествующих вопросов «деньги» и «кредиты», так как предусматривает связь с уже имеющимися знаниями по данным вопросам. Например, функции банка предполагают знание денежного обращения, а виды банков – форм и видов кредита и т.д.

Нужно уметь чувствовать, что дается учащимся трудно – это им необходимо объяснять, а что они поймут самостоятельно. На первом этапе объяснения новой темы нужно сообщать учащимся лишь общее, основное, чтобы затем, при закреплении, можно было вводить новые примеры, факты, уже уточняя изученное и чтобы при объяснении новых понятий, более трудных, учащийся мог на основе ранее изученного осознавать новый материал. Так, на основе простого примера с банковским кредитом на покупку холодильника, учащимся будет легче понять принципы кредитования в более крупных масштабах (государство – юридическое лицо, одно государство – второе государство).

По принципу доступности можно проводить в группе поисковые и эвристические беседы с более сильными учащимися, а вот катехизические со средними и слабыми.

Например, с сильными студентами рассмотреть задачи принципиально нового плана, а затем, уже схожие по своему содержанию, с более слабыми. Так, они на примере имеющихся, смогут решить, казалось бы, сложные задачи.

Полезная информация:

Физиолого-гигиеническое и педагогическое обоснование двигательного режима учениц 10-11 классов
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьники, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы продленного дня, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. П ...

Организация индивидуальной работы по совершенствованию памяти
В ходе выполнения практической работы по данной теме нами было проведено исследование в Куртамышской средней школе №2 в 3 «Б» классе. В данном классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. Одна девочка обучается на дому. Обследованию подвергались 19 учащихся. Классный руководитель даёт следующую ха ...

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта и нового БУП приводит к возникновению разнообразных моделей организации ПО в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов; демографических и ины ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru