Практическая реализация данного принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил:
ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения;
обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их;
обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения;
используйте силу взаимообучения учащихся;
на воспитание активности не жалейте времени и сил. Сегодня активный ученик – завтра активный член общества;
приучайте действовать самостоятельно, не допускайте подсказывания, ограничьте пересказывание и простое копирование;
то, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения;
учитесь задавать вопросы и выслушивать ответы – это важное условие стимулирования и поддержания активности. Каков вопрос – таков ответ. Как учитель слушает ученика – так ученик слушает учителя;
опирайтесь на интересы учащихся, изучайте их и формируйте на их основе мотивы учения;
по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
Полезная информация:
Оценка условий социальной среды учреждения инернатного типа, влияющих
на развитие у детей готовности к переходу в среднюю школу
Оценка условий социальной среды проводилась по факторам среды, способствующим формированию (созреванию) психологической готовности к переходу в среднее звено обучения, выделенным нами во второй главе настоящей работы. Наличие или отсутствие выделенных нами факторов в социальной сфере можно проверит ...
Диагностика предметных образовательных компетенций на уроках математики
Особое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А ...
Управление познавательной деятельностью студентов при использовании
информационной технологии обучения
Управление познавательной деятельностью обучаемых–необходимая составная часть дидактического процесса. Во многих педагогических монографиях и диссертациях достаточное внимание уделяется рассмотрению особенностей этого процесса. Причем в них доказывается, что любая учебная деятельность всегда управл ...