Образовательный процесс

Страница 1

Учебно-воспитательный (образовательный) процесс имеет четыре элемента, которые следует кратко рассмотреть (рис. 3).

Они тесно взаимосвязанны: взаимодействие между обучающимися и образовательными ресурсами (содержание—учебные материалы и методы—преподаватель или мастер—оборудование). Это взаимодействие организуется либо учебным заведением, либо преподавателем (мастером производственного обучения), либо фасилитатором — лицом, оказывающим консультационные услуги, необходимую помощь.

Конечно, действующие законодательные и иные нормативные акты, принципы, способы и механизмы финансирования и устоявшиеся педагогические принципы и традиции выступают «заданной» объективной ситуацией, оставляя за педагогом свободу выбора и дидактического маневра. Всякие изменения в этих областях с неизбежностью скажутся на эффективности образовательного процесса.

Оптимизация образовательного процесса является средством для достижения намеченных целей. Она затрагивает:

содержание обучения;

дидактические приемы и методику (методологию);

обучающую и учебную деятельность (методы обучения и учения);

материалы для преподавателей и учащихся (образовательные средства).

Примеры:

если в качестве дидактического приема выбрано чтение лекций, то следует использовать иные дидактические материалы, в отличие от применяемых для проектного обучения, практической или самостоятельной работы обучающихся;

если планируется демонстрация наглядных примеров, используемые материалы отличаются от материалов, пригодных для практической деятельности;

для деятельности, связанной с решением проблем, необходимы иные приемы, нежели для воспроизведения фактов.

Последующее изложение касается четырех важнейших элементов образовательного процесса.

Содержание обучения

Мы различаем: отбор материала, его последовательность и уровни. Для проектирования содержания цели являются важнейшим источником информации. Объединив содержание целей, мы получаем резюме содержания обучения. Другими факторами могут быть: актуальность предмета; способность учащихся к восприятию; степень их знакомства с предметом или их заинтересованность и т.п.

Последовательность содержания образования определяется:

соображениями логики (внутренние связи и структура предмета). Выявление и соблюдение этой логики представляет особую задачу при разработке предметных планов;

аргументами педагогического и психологического порядка (от простого к сложному, от общего к частному или от частного к общему, от конкретного к абстрактному и наоборот);

информацией о ситуации на начальный момент (для общепрофессиональных предметов, например, уровень знаний и умений в области математики и физики);

логическими связями между разными учебными дисциплинами (например, математика в приложении к профессиональным предметам);

дидактически целесообразной последовательностью изучения учебных дисциплин (т.е. сначала изучение английского языка, а затем международной корреспонденции);

уровнями планируемого поведения обучающихся (3.4.1) (сперва цели на уровне знаний, затем на уровне практического применения);

выбором вертикальной или горизонтальной структуры (параллельное или последовательное изучение);

глобальное или пошаговое рассмотрение области (предмета).

Уровень содержания (рис. 9) имеет отношение к способу его презентации:

через интеграцию фундаментальных предметов, таких как математика, физика, химия и т.п., или в традиционном предметном ракурсе;

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: "дремучий" - подбирались такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" ...

Организация социальной помощи нуждающимся детям в ХХ в. и до настоящего времени
К началу ХХ в. на Беларуси сложилась стройная (пусть и с недостатками) система социальной помощи детям, охватывающая значительный даже по современным меркам процент обездоленных детей и подростков. По идеологическим соображениям этот факт длительное время замалчивался советской историко-педагогичес ...

Понятия компетенции и компетентности
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru