Образовательный процесс

Страница 1

Учебно-воспитательный (образовательный) процесс имеет четыре элемента, которые следует кратко рассмотреть (рис. 3).

Они тесно взаимосвязанны: взаимодействие между обучающимися и образовательными ресурсами (содержание—учебные материалы и методы—преподаватель или мастер—оборудование). Это взаимодействие организуется либо учебным заведением, либо преподавателем (мастером производственного обучения), либо фасилитатором — лицом, оказывающим консультационные услуги, необходимую помощь.

Конечно, действующие законодательные и иные нормативные акты, принципы, способы и механизмы финансирования и устоявшиеся педагогические принципы и традиции выступают «заданной» объективной ситуацией, оставляя за педагогом свободу выбора и дидактического маневра. Всякие изменения в этих областях с неизбежностью скажутся на эффективности образовательного процесса.

Оптимизация образовательного процесса является средством для достижения намеченных целей. Она затрагивает:

содержание обучения;

дидактические приемы и методику (методологию);

обучающую и учебную деятельность (методы обучения и учения);

материалы для преподавателей и учащихся (образовательные средства).

Примеры:

если в качестве дидактического приема выбрано чтение лекций, то следует использовать иные дидактические материалы, в отличие от применяемых для проектного обучения, практической или самостоятельной работы обучающихся;

если планируется демонстрация наглядных примеров, используемые материалы отличаются от материалов, пригодных для практической деятельности;

для деятельности, связанной с решением проблем, необходимы иные приемы, нежели для воспроизведения фактов.

Последующее изложение касается четырех важнейших элементов образовательного процесса.

Содержание обучения

Мы различаем: отбор материала, его последовательность и уровни. Для проектирования содержания цели являются важнейшим источником информации. Объединив содержание целей, мы получаем резюме содержания обучения. Другими факторами могут быть: актуальность предмета; способность учащихся к восприятию; степень их знакомства с предметом или их заинтересованность и т.п.

Последовательность содержания образования определяется:

соображениями логики (внутренние связи и структура предмета). Выявление и соблюдение этой логики представляет особую задачу при разработке предметных планов;

аргументами педагогического и психологического порядка (от простого к сложному, от общего к частному или от частного к общему, от конкретного к абстрактному и наоборот);

информацией о ситуации на начальный момент (для общепрофессиональных предметов, например, уровень знаний и умений в области математики и физики);

логическими связями между разными учебными дисциплинами (например, математика в приложении к профессиональным предметам);

дидактически целесообразной последовательностью изучения учебных дисциплин (т.е. сначала изучение английского языка, а затем международной корреспонденции);

уровнями планируемого поведения обучающихся (3.4.1) (сперва цели на уровне знаний, затем на уровне практического применения);

выбором вертикальной или горизонтальной структуры (параллельное или последовательное изучение);

глобальное или пошаговое рассмотрение области (предмета).

Уровень содержания (рис. 9) имеет отношение к способу его презентации:

через интеграцию фундаментальных предметов, таких как математика, физика, химия и т.п., или в традиционном предметном ракурсе;

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Особенности личности современного воспитанника детского дома
Выделив основные особенности жизни в учреждениях интернатного типа, рассмотрим, основные особенности детей, воспитывающихся в таких условиях. По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, как отмечают многие исследователи (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, Мухина В.С. и д ...

Рекомендации для родителей
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. 2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. 3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. 4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая ...

Роль семьи в воспитании ребенка
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего по­коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и общест­вом норм и правил, регулирующих р ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru