ПОО призвано служить подготовительной базой для занятости выпускников на рынке труда. На национальном уровне должен быть принят ряд решений общего плана, таких как:
реформировать узкофункциональную систему подготовки в систему профессионального образования и обучения для более широкого спектра профессиональных областей (программа подготовки в этом случае в каждой области состоит из общих базисных аспектов подготовки для определенного количества входящих в эту область профессий);
стимулировать творческий импульс профессионалов;
соблюдать равновесие профессионального и общего образования;
сделать выпускников восприимчивыми к принятию различных функциональных обязанностей;
способствовать развитию личности учащихся и студентов;
расширить возможности ПОО для получения образования взрослыми людьми. Совместно с общим образованием — это три важнейших компонента образования на протяжении всей жизни.
Профессиональные квалификации рынка труда являются базой для конечных целей системы ПОО. Эти конечные цели должны быть достигнуты в конце курса обучения. Обычно они формулируются как промежуточные цели, хотя в некоторых странах эти цели носят вполне конкретный характер. Вследствие анализа конечные цели могут быть разделены на три группы:
1. Общие квалификации людей с учетом общественных характеристик и коммуникативных умений, определяющие конкретный уровень потенциального участия в труде и общественной жизни.
2. Профессиональные квалификации, которые можно приобрести в организованной учебной среде.
3. Типовые квалификации, имеющие отношение к конкретным профессиям или фирмам, овладеть которыми можно только в ходе обучения «на рабочем месте». Эти квалификации относятся к методам коммуникации и работы, контролю качества, опыту конкретной фирмы и т. д.
Для разработки учебного плана профессиональные квалификации группы 2 являются конечными целями. В задачи разработчиков входит внедрение этих целей в программы и анализ дидактических методов для реализации целей (в учебном плане). Для учебного плана образовательного учреждения следует отобрать общие элементы и объединить их в логические блоки.
В условиях некризисного состояния экономики количественные и качественные аспекты ПОО отвечают потребностям рынка труда. В прежних системах образования ПОО учебные заведения готовили для рынка труда квалифицированных выпускников низкой или средней квалификации. За последние десятилетия возросла потребность в высоких уровнях знаний и компетенций. Соответственно система ПОО пополнилась новыми разработками (Доклад 1).
Для удовлетворения диверсифицированных потребностей в большинстве стран ЕС используются пятиуровневые квалификации ПОО SEDOC. Недавно проведенное изучение этих квалификаций Европейским Центром Профессионального Образования и Подготовки подтвердило их правомерность. Эти уровни (см. Приложение) можно описать с точки зрения начальной ситуации и конечных результатов ПОО и идентифицировать для следующих профессиональных функций:
1. Приобщение к профессии, в результате чего появляется умение выполнять простую исполнительную работу.
2. Узко ограниченная самостоятельная исполнительная профессиональная деятельность.
3. Независимая исполнительная работа с отдельными обязанностями менеджера.
Полезная информация:
Планирование работы учителем
За основу взят проект «Подставка для карандашей и бумаги». Характеристика потребности. Разные подставки для канцелярских принадлежностей продаются в магазинах, но они достаточно дорого стоят, не учитывают индивидуальных потребностей и особенностей интерьера комнаты. Подставку, лишенную отмеченных н ...
Возрастные
особенности младших подростков
Согласно стандарту общего математического образования, систематический курс дробей входит в курс арифметики и изучается в пятом и шестом классах средней школы. Возраст учащихся 5–6 классов колеблется от 10 до 13 лет. Чаще всего этот период относят к подростковому возрасту, некоторые психологи выдел ...
Об общих подходах к оцениванию при безотметочном
обучении
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: - что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); - как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оцениван ...