Модель «Дидактический анализ»

Страница 2

Определенность — условие, при котором всякое продвижение вперед на пути к цели может быть отнесено … (к конкретной — авторы) причине.

Измеримость — … приемлемые затраты усилий; возможность количественной оценки…».

Цель в российской образовательной культуре трактуется «… как неразрывное единство потребности, средств и путей практического действия».

Однако, еще в 1986 г. К. Сакс констатировал: «Странно, что во многих примерных описаниях урока вообще отсутствует цель урока. К сожалению, описание хода урока зачастую исходит из материала, а не из цели. Мало таких описаний уроков, по которым можно было бы судить, как реализуются цели его».

«Первый шаг,— замечает В.В. Сериков,— который надлежит сделать в поиске личностной парадигмы образования,— это осмысление данной проблемы в рамках предмета педагогики, понимания его во всей целостности (курсив наш — авторы) в виде известной триады — целевых, содержательных и процессуальных характеристик обучения в их единстве».

Справедливы мнения ученого о, так называемом, «целевом кризисе» в педагогике, об импульсивном, «реактивном характере целей, что «цель … должна проектировать … модель педагогической системы» .

Разработки голландских педагогов могут в известном смысле стимулировать поиск своих российских коллег.

В профессиональном образовании мы часто говорим о трех целях: подготовить выпускника к продуктивной работе по определенной профессии, специальности; развить его возможности продолжения образования; обеспечить «освоение … новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения … с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменения».

Профессиональные цели в значительной мере определяются анализом потребностей в навыках. Источниками этой информации выступают работодатели и сами работники (Доклад 1). Другие цели находят свои источники информации у последующих уровней образования и в обществе, в социальном заказе (который, понятно, формулирует не только государство).

ЦЕЛЬ:

Описание ожидаемого поведения

классификация целей:

(к)

(пм)

(э)

1.

2.

3.

когнитивные (знаниевые)

психомоторные (деятельностные)

этические и эмоциональные

1, 2

1, 2, 3

преобладают при узкой профессиональной подготовке

требуется сбалансированность целей для достижения гармоничного результата

общественные цели (ценности) транслируются через 1, 2, 3

Рис. 4. ЦЕЛИ Д.А. Модели

Цели — это не только стартовая точка дидактического процесса, но также оценочный стандарт для этого процесса. Они играют ключевую роль установки для выбора дидактических методик. Вот почему тщательным образом классифицированные и сформулированные цели должны быть непременно обозначены в учебном плане.

Поведение обучающегося

Образовательная деятельность призвана оказывать влияние на поведение личности. Процесс обучения влияет на три типа поведения. Соответственно, мы выделяем три вида целей (рис. 4):

когнитивные (знаниевые);

психомоторные;

этические и эмоциональные.

При узконаправленной подготовке (тренинге) индивидуума доминируют познавательные и психомоторные цели. Но при комплексном обучении (образовании), к которому относится ПОО, для получения гармоничного результата все три типа целей требуют сбалансированного соотношения.

Формулирование образовательных целей

Образовательные цели описывают поведение учащихся по завершении этапов учебно-воспитательного процесса. Данное поведение всегда связано с конкретным учебным предметом, его содержанием. Иногда ожидаемое поведение требует каких-либо предварительных условий. В этом случае условия должны быть обозначены в описании цели. И, наконец, возможно, что тип поведения сравнивается с конкретным стандартом, что также должно найти отражение в описании цели. Соответственно, образовательная цель всегда содержит:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Рекомендуемые методы и методики изучения классного коллектива
1. Метод наблюдения 2. Метод беседы 3. Метод исследования: Социометрия. (Дж. Морено). Методика: Межличностные отношения в коллективе. Вводные замечания. Эта методика известна в психологии ещё и под названием «выбора товарища в действии». С помощью методики можно выявить не только групповую сплоченн ...

Роль и место раздела в подготовке учащихся к выбору профиля
В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса. При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике ...

Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения
Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педаго ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru