Модель «Дидактический анализ»

Страница 2

Определенность — условие, при котором всякое продвижение вперед на пути к цели может быть отнесено … (к конкретной — авторы) причине.

Измеримость — … приемлемые затраты усилий; возможность количественной оценки…».

Цель в российской образовательной культуре трактуется «… как неразрывное единство потребности, средств и путей практического действия».

Однако, еще в 1986 г. К. Сакс констатировал: «Странно, что во многих примерных описаниях урока вообще отсутствует цель урока. К сожалению, описание хода урока зачастую исходит из материала, а не из цели. Мало таких описаний уроков, по которым можно было бы судить, как реализуются цели его».

«Первый шаг,— замечает В.В. Сериков,— который надлежит сделать в поиске личностной парадигмы образования,— это осмысление данной проблемы в рамках предмета педагогики, понимания его во всей целостности (курсив наш — авторы) в виде известной триады — целевых, содержательных и процессуальных характеристик обучения в их единстве».

Справедливы мнения ученого о, так называемом, «целевом кризисе» в педагогике, об импульсивном, «реактивном характере целей, что «цель … должна проектировать … модель педагогической системы» .

Разработки голландских педагогов могут в известном смысле стимулировать поиск своих российских коллег.

В профессиональном образовании мы часто говорим о трех целях: подготовить выпускника к продуктивной работе по определенной профессии, специальности; развить его возможности продолжения образования; обеспечить «освоение … новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения … с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменения».

Профессиональные цели в значительной мере определяются анализом потребностей в навыках. Источниками этой информации выступают работодатели и сами работники (Доклад 1). Другие цели находят свои источники информации у последующих уровней образования и в обществе, в социальном заказе (который, понятно, формулирует не только государство).

ЦЕЛЬ:

Описание ожидаемого поведения

классификация целей:

(к)

(пм)

(э)

1.

2.

3.

когнитивные (знаниевые)

психомоторные (деятельностные)

этические и эмоциональные

1, 2

1, 2, 3

преобладают при узкой профессиональной подготовке

требуется сбалансированность целей для достижения гармоничного результата

общественные цели (ценности) транслируются через 1, 2, 3

Рис. 4. ЦЕЛИ Д.А. Модели

Цели — это не только стартовая точка дидактического процесса, но также оценочный стандарт для этого процесса. Они играют ключевую роль установки для выбора дидактических методик. Вот почему тщательным образом классифицированные и сформулированные цели должны быть непременно обозначены в учебном плане.

Поведение обучающегося

Образовательная деятельность призвана оказывать влияние на поведение личности. Процесс обучения влияет на три типа поведения. Соответственно, мы выделяем три вида целей (рис. 4):

когнитивные (знаниевые);

психомоторные;

этические и эмоциональные.

При узконаправленной подготовке (тренинге) индивидуума доминируют познавательные и психомоторные цели. Но при комплексном обучении (образовании), к которому относится ПОО, для получения гармоничного результата все три типа целей требуют сбалансированного соотношения.

Формулирование образовательных целей

Образовательные цели описывают поведение учащихся по завершении этапов учебно-воспитательного процесса. Данное поведение всегда связано с конкретным учебным предметом, его содержанием. Иногда ожидаемое поведение требует каких-либо предварительных условий. В этом случае условия должны быть обозначены в описании цели. И, наконец, возможно, что тип поведения сравнивается с конкретным стандартом, что также должно найти отражение в описании цели. Соответственно, образовательная цель всегда содержит:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Социальная роль семьи
В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых. Ин ...

Деятельность классного руководителя по половому воспитанию подростков
Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуа ...

Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения
Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников. Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru