Модель «Дидактический анализ»

Страница 2

Определенность — условие, при котором всякое продвижение вперед на пути к цели может быть отнесено … (к конкретной — авторы) причине.

Измеримость — … приемлемые затраты усилий; возможность количественной оценки…».

Цель в российской образовательной культуре трактуется «… как неразрывное единство потребности, средств и путей практического действия».

Однако, еще в 1986 г. К. Сакс констатировал: «Странно, что во многих примерных описаниях урока вообще отсутствует цель урока. К сожалению, описание хода урока зачастую исходит из материала, а не из цели. Мало таких описаний уроков, по которым можно было бы судить, как реализуются цели его».

«Первый шаг,— замечает В.В. Сериков,— который надлежит сделать в поиске личностной парадигмы образования,— это осмысление данной проблемы в рамках предмета педагогики, понимания его во всей целостности (курсив наш — авторы) в виде известной триады — целевых, содержательных и процессуальных характеристик обучения в их единстве».

Справедливы мнения ученого о, так называемом, «целевом кризисе» в педагогике, об импульсивном, «реактивном характере целей, что «цель … должна проектировать … модель педагогической системы» .

Разработки голландских педагогов могут в известном смысле стимулировать поиск своих российских коллег.

В профессиональном образовании мы часто говорим о трех целях: подготовить выпускника к продуктивной работе по определенной профессии, специальности; развить его возможности продолжения образования; обеспечить «освоение … новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения … с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменения».

Профессиональные цели в значительной мере определяются анализом потребностей в навыках. Источниками этой информации выступают работодатели и сами работники (Доклад 1). Другие цели находят свои источники информации у последующих уровней образования и в обществе, в социальном заказе (который, понятно, формулирует не только государство).

ЦЕЛЬ:

Описание ожидаемого поведения

классификация целей:

(к)

(пм)

(э)

1.

2.

3.

когнитивные (знаниевые)

психомоторные (деятельностные)

этические и эмоциональные

1, 2

1, 2, 3

преобладают при узкой профессиональной подготовке

требуется сбалансированность целей для достижения гармоничного результата

общественные цели (ценности) транслируются через 1, 2, 3

Рис. 4. ЦЕЛИ Д.А. Модели

Цели — это не только стартовая точка дидактического процесса, но также оценочный стандарт для этого процесса. Они играют ключевую роль установки для выбора дидактических методик. Вот почему тщательным образом классифицированные и сформулированные цели должны быть непременно обозначены в учебном плане.

Поведение обучающегося

Образовательная деятельность призвана оказывать влияние на поведение личности. Процесс обучения влияет на три типа поведения. Соответственно, мы выделяем три вида целей (рис. 4):

когнитивные (знаниевые);

психомоторные;

этические и эмоциональные.

При узконаправленной подготовке (тренинге) индивидуума доминируют познавательные и психомоторные цели. Но при комплексном обучении (образовании), к которому относится ПОО, для получения гармоничного результата все три типа целей требуют сбалансированного соотношения.

Формулирование образовательных целей

Образовательные цели описывают поведение учащихся по завершении этапов учебно-воспитательного процесса. Данное поведение всегда связано с конкретным учебным предметом, его содержанием. Иногда ожидаемое поведение требует каких-либо предварительных условий. В этом случае условия должны быть обозначены в описании цели. И, наконец, возможно, что тип поведения сравнивается с конкретным стандартом, что также должно найти отражение в описании цели. Соответственно, образовательная цель всегда содержит:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Анализ документации, необходимой при лицензировании образовательных программ
Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него направлениям подготовки производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего заведения лицензии, например, в данный момент в ПАГСе лицензируемы все (количество) специальности и в тоже время проходят ...

Обучение иностранному языку и воспитание личности
Воспитание любви к труду, уважения к лю­дям труда, овладение трудовыми навыками является одним из главных компонентен ком­мунистического воспитания подрастающего по­коления в нашем обществе. В школе оно должно осуществляться при обучении всем учебным предметам, если труд рассматривать как работу, з ...

Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru