Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся

Образование и воспитание » Эмоциональная регуляция учебной деятельности » Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся

Страница 3

Относительно структурных компонентов развертывания учебно-познавательного процесса на этапе анализа ведущие эмоции – от удивления до любопытства, на этапе синтеза – от любопытства до любознательности, на аналитико-синтетическом этапе – от любознательности до увлечения. При этом удивление рассматривается как неожиданно возникающая кратковременная эмоциональная реакция типа: "Что это такое?", "В чем дело?"; любопытство – как положительное эмоциональное отношение к внешней стороне дидактического материала; любознательность – как склонность к приобретению новых, но недостаточно глубоких знаний; увлечение как полная захваченность, поглощенность учебным материалом.

Перечень производных эмоций значительно шире и включает эмоции не только с положительным, но и с отрицательным знаком. К их числу можно отнести удовольствие, скуку, недоумение, сомнение, безразличие, разочарование, злость, боязнь. Несмотря на то, что эти эмоции носят как бы ситуативный характер, именно они выступают определенными регуляторами эффективности процесса формирования учебных действий и коррекции собственных побуждений. В реальных условиях соотношение выделенных эмоций (как основных, так и производных) может носить сложный, а порою амбивалентный характер. Данное соотношение, по существу, характеризует наличный уровень функционирования механизмов эмоциональной регуляции деятельности. Однако относительно этапов развертывания учебной задачи может изменяться и характер механизмов эмоциональной регуляции.

Так, можно предположить, что первичный анализ учебного задания – это не только эмоциональное оценивание, но и определенное эмоциональное закрепление. Этап синтеза, протекающий на уровне соотношения эмоциональных и когнитивных процессов – это стимулирование гностических функций в наведении и коррекции действий. Аналитико-синтетический этап – усиление роли специфических эмоций.

Решение учебной задачи предполагает выполнение учащимися системы учебных действий и операций. Реализация учебных действий выдвигает проблему поиска приемов (средств) эмоциональной регуляции учебно-познавательной активности учащихся. Существует множество приемов регуляции эмоциональных состояний, использующихся в различных сферах деятельности человека

В реальных условиях учебной деятельности последовательность используемых приемов может видоизменяться, дополняться другими средствами, носить импровизированный и непроизвольный характер. Основная цель таких приемов – способствовать активизации функции эмоций, детерминирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Их использование определяется прежде всего условиями генезиса развертывания учебного процесса, где каждый этап имеет свои специфические требования к эмоционально-мотивационной сфере учащихся. По своему же характеру все приемы имеют целевую направленность, адекватную условиям учебного процесса. Вместе с тем содержание каждого приема помимо специфической направленности дает возможность варьировать его применение на любом этапе учебного процесса, если этого требуют обстоятельства.

Выделяемые психологические условия и дидактические приемы эмоциональной регуляции учебной деятельности учащихся экспериментально апробированы. Так, например, их учет при моделировании и осуществлении цикла занятий по природоведению в начальной школе свидетельствует о том, что соотношение и представленность эмоций учебно-познавательной активности на каждом из этапов учебного процесса в экспериментальном классе приближались к гипотетически выделяемой модели движения основных эмоций. По показателям основных эмоций и ряда производных на I и III этапах развертывания учебного процесса наблюдаются статистически достоверные различия между данными экспериментального и контрольного классов. На II этапе указанные различия нивелируются. Что же касается познавательной активности, то в конкретном исследовании она оказалась на 1/3 среднегрупповых значений выше в экспериментальном классе по сравнению с контрольным.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности учащихся на среднем этапе обучения
Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимс ...

Опыт использования различных форм организации двигательной активности в режиме дня ребенка
В постоянной работе используются различные формы организации двигательной активности. Во время проведения присутствуют: воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры. Все формы подбираются с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физ ...

Структура силовых способностей человека
При педагогической - характеристике качества силы человека выделяют следующие её разновидности: 1. Максимальная изометрическая (статическая) сила, показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц 2. Ме ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru