Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся

Образование и воспитание » Эмоциональная регуляция учебной деятельности » Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся

Страница 1

Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся – на эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности

Эмоции, появляющиеся вслед за актуализацией мотивов, до рациональной оценки человеком своей деятельности, выступают генетически исходными по отношению к интеллекту и воле. Образуя определенную надстройку над процессами познания, они не только сопровождают их, окрашивая и оценивая субъективное значение этих процессов, но и выступают существенными регуляторами их эффективности.

Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К. Вилюнасом: "Направляя эмоции на причины, сигналы и т. д. Значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т. д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности .". Это дает основание полагать, что эмоции непосредственно включены в познавательные процессы, ориентируют субъекта, указывая ему на значимость окружающих его явлений, выполняют важную функцию в регуляции динамической и функционально-энергетической стороны мотивации.

В ряде исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, выделяются мотивы внешние и мотивы внутренние. Можно полагать, что первые обусловливают необходимость учения, делают его привлекательным из-за чисто внешних факторов. Вторые исходят из содержания процессуальной стороны построения учения, способа реализации деятельности и ее результата. Известно, что эмоции, отражая отношения между мотивами и возможностью успешной реализации цели деятельности, включаются в процесс целеобразования. В тех случаях, когда принятые намерения осуществляются чисто рациональным путем, т. е. в этом процессе не происходит встречи аффекта с интеллектом, не возникают и соответствующие функциональные новообразования, не осуществляется побудительная сила сознания. Все это в значительной степени предопределяет участие эмоций в эффективной регуляции учебно-познавательной деятельности.

Современный учитель нуждается в овладении системой методов регуляции эмоций учащихся, которая: 1) позволяла бы ему усиливать эмоциогенный эффект содержания вводимого дидактического материал; 2) корригировать ситуативные эмоции учащихся и осуществлять их переключения с одних видов деятельности на другие с целью восстановления познавательной активности.

Первая группа методов преимущественно связана с регуляцией эмоций, отражающих отношения учащихся к содержанию дидактического материала при его введении. Условно структуру развертывания учебной деятельности можно подразделить на три основные фазы. Во-первых, это знакомство учащихся с условиями учебной задачи (сталкивание с условием задачи). Доминирующим на данном этапе выступает эффект новизны, фиксируемый педагогом по ситуативно-познавательным эмоциям типа удивления, недоумения, любопытства и т.д. Во-вторых, это нахождение и усвоение способа решения задачи. На этом этапе доминирующим является эффект сопереживания, фиксируемый учителем по таким эмоциям учащихся, как любознательность, сомнение, увлечение и др. В-третьих, это фаза закрепления усвоенного способа решения учебной задачи и использование его в дальнейшей деятельности. Ведущим здесь является эффект "увлечения-разрешения", фиксируемый учителем по эмоциям учащихся – удивления, удовольствия, радости и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Анализ деятельности средней общеобразовательной школы п. Сергиевский Коломенского района по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы
Муниципальное образовательное учреждение Сергиевская средняя общеобразовательная школа расположена на территории поселка Сергиевский Коломенского района. Школа ведет свою историю с 1840 г., являясь правопреемницей Парфентьевской средней школы, старейшей в районе. До перехода в 1868 году в ведение з ...

Организация рефлексии в процессе проектной деятельности младших школьников
Проанализировав различные проекты, можно прийти к выводу, что структуре любого проекта обязательно предусмотрены рефлексивные операции. Во многих проектах, представленных в литературе, рефлексия включена в качестве отдельного этапа, в завершающей части работы. Вместе с тем, недостаточно подробно пр ...

Роль кабинета иностранных языков в реализации индивидуально-личностного подхода
Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в той, где обеспечивается развитие личностных качеств, ребенок рассматривается как общечеловеческая ценность, а личность ребенка и личность педагога являются главным мерилом наличия и развития гуманной образовательной системы. Основным ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru