Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся

Образование и воспитание » Эмоциональная регуляция учебной деятельности » Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся

Страница 1

Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся – на эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности

Эмоции, появляющиеся вслед за актуализацией мотивов, до рациональной оценки человеком своей деятельности, выступают генетически исходными по отношению к интеллекту и воле. Образуя определенную надстройку над процессами познания, они не только сопровождают их, окрашивая и оценивая субъективное значение этих процессов, но и выступают существенными регуляторами их эффективности.

Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К. Вилюнасом: "Направляя эмоции на причины, сигналы и т. д. Значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т. д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности .". Это дает основание полагать, что эмоции непосредственно включены в познавательные процессы, ориентируют субъекта, указывая ему на значимость окружающих его явлений, выполняют важную функцию в регуляции динамической и функционально-энергетической стороны мотивации.

В ряде исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, выделяются мотивы внешние и мотивы внутренние. Можно полагать, что первые обусловливают необходимость учения, делают его привлекательным из-за чисто внешних факторов. Вторые исходят из содержания процессуальной стороны построения учения, способа реализации деятельности и ее результата. Известно, что эмоции, отражая отношения между мотивами и возможностью успешной реализации цели деятельности, включаются в процесс целеобразования. В тех случаях, когда принятые намерения осуществляются чисто рациональным путем, т. е. в этом процессе не происходит встречи аффекта с интеллектом, не возникают и соответствующие функциональные новообразования, не осуществляется побудительная сила сознания. Все это в значительной степени предопределяет участие эмоций в эффективной регуляции учебно-познавательной деятельности.

Современный учитель нуждается в овладении системой методов регуляции эмоций учащихся, которая: 1) позволяла бы ему усиливать эмоциогенный эффект содержания вводимого дидактического материал; 2) корригировать ситуативные эмоции учащихся и осуществлять их переключения с одних видов деятельности на другие с целью восстановления познавательной активности.

Первая группа методов преимущественно связана с регуляцией эмоций, отражающих отношения учащихся к содержанию дидактического материала при его введении. Условно структуру развертывания учебной деятельности можно подразделить на три основные фазы. Во-первых, это знакомство учащихся с условиями учебной задачи (сталкивание с условием задачи). Доминирующим на данном этапе выступает эффект новизны, фиксируемый педагогом по ситуативно-познавательным эмоциям типа удивления, недоумения, любопытства и т.д. Во-вторых, это нахождение и усвоение способа решения задачи. На этом этапе доминирующим является эффект сопереживания, фиксируемый учителем по таким эмоциям учащихся, как любознательность, сомнение, увлечение и др. В-третьих, это фаза закрепления усвоенного способа решения учебной задачи и использование его в дальнейшей деятельности. Ведущим здесь является эффект "увлечения-разрешения", фиксируемый учителем по эмоциям учащихся – удивления, удовольствия, радости и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60- 70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая к ...

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерп ...

Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и тво ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru