Систематизация педагогического опыта по проблеме контроля знаний и умений учащихся

Образование и воспитание » Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника » Систематизация педагогического опыта по проблеме контроля знаний и умений учащихся

Страница 20

Есть предложения учителей итоговые контрольные комбинированные работы оценивать двумя отметками (отдельно умения решать задачи и вычислительные навыки).

К стандартизированным формам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего, тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить общее развитие: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться не только на уроке математики. Их цель – проверка знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Систематизация педагогического опыта по проблеме организации контроля и самоконтроля позволяет нам сделать следующие выводы:

Цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углублений знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность; формировании потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

Среди функций контроля мы выделяем следующие:

контролирующую

обучающую (образовательную)

диагностическую

прогностическую

развивающую

социальную

воспитательную

эмоциональную

функцию управления.

Важнейшими принципами контролирования, по нашему мнению, являются целенаправленность, объективность, регулярность, индивидуальность.

Принципы проверки определяют четыре вида контроля (по М.И. Моро):

предварительный

текущий

тематический

итоговый

Формы контроля разнообразны.

В нашей работе мы рассмотрели формы по направленности контроля:

организация внешнего контроля

организация взаимного контроля

организация самоконтроля.

Больший акцент мы сделали на форму организации самоконтроля, так как считаем, что задача современного учителя: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью. Научить его умению анализировать предстоящую деятельность, актуализировать необходимые знания, планировать (предварительный контроль), организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять контроль (процессуальный). После выполнения учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.

В работе мы представили организацию уроков самоконтроля в развивающем и в традиционном обучении. Выделили их отличия.

Мы рассмотрели формы по количеству учащихся:

индивидуальный контроль

групповой контроль

фронтальный контроль.

По способу оформления ответов учащихся:

устная проверка

письменная проверка.

Рассмотрели два подхода к оцениванию контрольных работ: традиционный (работа оценивается по количеству допущенных ошибок) и предложенный Н.Б. Истоминой (работа оценивается по количеству правильно выполненных заданий).

Страницы: 15 16 17 18 19 20 

Полезная информация:

Методика анкетирования
Методика включала в себя вопросы анкеты смешанного типа, в которой предлагались возможные ответы и одновременно можно было сформулировать некоторые ответы по-своему. Анкета для родителей Ф.И.О. ребенка С кем чаще всего находится Ваш ребенок дома: с родителями; с бабушкой и дедушкой; с сестрой или б ...

Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и специфические качественные отличия. Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка ре ...

Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению компетентностного подхода в обучение математике
Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода была проведена в 5-б классе средней школы № 51 г. Кирова. Для эксперимента был взят общеобразовательный класс, со средней успеваемостью. Больше половины детей учится по математике на «4» и «5». На начальном этапе был проведен те ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru