История детской периодики и критики

Страница 8

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал «Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909 — 1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И. И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих авторов. В нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый школьный день», «Леля и я»), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им направления. Новаторскими для детской журналистики стали рекомендательно-библиографический отдел и раздел «Письма наших читателей и ответы на них», печатавшиеся в «Маяке».

Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных форм выражения. Выступления журналов получают четкую публицистическую направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого издания, лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение детских журналов—явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся отношению к детству, когда в условиях классовых битв происходило интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны метаморфозы, которые стали случаться с самым известным журналом «Детское чтение». В 1906 году, отметив уже свое сорокалетие, он вдруг стал называться «Юная Россия». Читателям сообщалось: «Журнал «Детское чтение» перерос свое название, и впредь будет называться «Юная Россия». Журнал «Юная Россия» будет издаваться по той же программе, как и «Детское чтение». Редакция и сотрудники остаются те же. Словом, все остается по-прежнему, переменяется только одно название».

Вероятно, такое редакционное объяснение было адресовано цензуре, тем более, что к этому времени внимание «кровопивцев» (так редактор Д. И. Тихомиров называл цензоров) стало к журналу особенно придирчивым. Изменилось в нем очень многое. Об этом написало само издание: «Общественный подъем и начатые правительством реформы наших дней настойчиво требуют от книги и школы насаждения и культивирования в народе и юношестве гражданственности, соответственно правовой жизни народа». Понятно, что задача журнала—давать детям «чтение»—стала на определенном этапе аморфной. Новое название—«Юная Россия» — несло в себе публицистическое начало и соответствовало иному содержанию, другим задачам, пришедшим в журналистику.

Появление в этих условиях ряда детских газет развивало наметившуюся тенденцию в периодике. Газетка для детей «Что нового» (М., 1908), «Детская газета» (СПб., 1908), «Детская газета» (М., 1910)—всем своим содержанием говорили о том, что у них имеется свой читатель, что они располагают многими неоспоримыми преимуществами перед журналом. В этом отношении весьма показателен опыт «Газетки для детей и юношества», чрезвычайно популярной в России. Она выходила в Москве с 1910 по 1915 год и сыграла заметную роль в формировании нового типа периодического издания.

В первом номере, ее редактор-издатель А.П. Коркин писал: «Главная задача нашей «Газетки» дать читателям возможно больше разнообразного и занятного материала из всех отраслей жизни, науки и искусства, помещая его таким образом, чтобы в семье дети разного возраста нашли каждый для себя понятный и интересный материал»". Нельзя сказать, что такая абстрактная программа говорила о рождении принципиально нового издания в периодике. Подобным образом сформулировать; свои задачи могли многие журналы. Но что обращало на себя внимание, так это обилие уже в первом номере всевозможных рубрик, отделов: «Наша хроника» (о событиях в стране), «Заграничная жизнь», «Открытия н изобретения», «Разные сведения», «Спорт», «Наука и забава», «В часы досуга», «Юмористическая страничка», «Объявления», «Приложение» (игра).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Обогащения словаря учащихся осуществляется при изучении грамматики в процессе работы над текстом на занятиях чтения
Начальным материалом на занятии чтения служит литературное произведение. Труд над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его смыслм, а также над образной и чувствительной стороной слова осуществляется основным образом путём слежения за языком произведения и в процессе смыслового ...

Программа подготовки ко II чемпионату России среди студентов
При подготовке к I! чемпионату России, передо мной была поставлена задача - выполнение норматива кандидата в мастера спорта. Для решения поставленной задачи была составлена программа подготовки. Тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю. Это наиболее оптимальный вариант тренировочной н ...

Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо
Сейчас общество находимся на новом этапе своего развития. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе выбор образовательной траектории. Для тог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru