Выявление особенностей речевых высказываний у детей воспитанников детского дома

Страница 2

Самым сложным для учащихся обеих групп было задание 4 – самостоятельный рассказ на заданную тему. При выполнении этого задания отсутствовала опора на наглядность, на конкретную ситуацию, т.е. имело место порождение контекстной речи, более трудной для ребенка, чем ситуативная речь. Ребенок самостоятельно, без какой-либо конкретной помощи извне должен был организовать смысловую программу, оформить ее с помощью языковых средств, т.е. составить рассказ. С этим заданием не справилось большинство детей экспериментальной группы (80% – в экспериментальной группе). В контрольной группе отмечалось лишь 47% случаев неправильного выполнения заданий. Многие воспитанники детского дома при составлении рассказа не использовали личный опыт, не знали, о чем говорить. Вместо рассказа эти дети часто воспроизводили серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями. Речевые высказывания в этом случае были стихийными, импульсивными.

Во всех видах заданий на составление рассказа, пересказа у воспитанников детского дома обнаруживались существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

Таким образом, анализ исследования речевой патологии у детей, воспитывающихся в детском доме показал, что несмотря на интенсивную коррекционную работу по развитию речи, у воспитанников детского дома, существенных позитивных изменений в формировании фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя, связной речи не происходит.

У детей, воспитывающихся в детском доме, наиболее грубо и стойко страдает смысловой уровень речевой деятельности, особенно операция внутреннего программирования связных высказываний.

Речь является одной из самых сложных форм высших психических процессов. Вместе с теми и одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности. Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный, системный характер.

Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь для ребенка становится универсальным средством познания и воздействия на мир. У воспитанников детского дома, воспитывающихся в условиях психической депривации наряду с патологией формирования всех сторон речи, могут отмечаться отклонения в психическом развитии.

Анализ депривирующих факторов и их соотношение с условиями, благоприятствующими развитию речи, позволяют выделить комплекс причин, детерминирующих речевые нарушения у воспитанников детского дома. Указанные биологические, психологические и социальные факторы существенно нарушают процесс овладения такой сложной функцией как речь. Речевое развитие воспитанников детского дома не только задерживается, но и искажается, приобретает качественное своеобразие.

Клинико-педагогическая характеристика речевой патологии показало, что у 55% воспитанников детского дома, у 40% детей контрольной группы выявлена акустико-фонематическая дислалия. Самым распространенной формой дизартрии у всех воспитанников детского дома была выявлена псевдобульбарная форма, а у детей контрольной группы – корковая стертая форма дизартрии. Стертая форма дизартрии более распространена среди детей контрольной группы (37%), что подтверждает у воспитанников детского дома более раннюю диагностику и целенаправленную коррекцию произносительной стороны речи, по сравнению с детьми из семьи, в то же время, у воспитанников детского дома отмечается более сложный вид стертой формы дизартрии (псевдобульбарная), выявлена более тяжелая структура дефекта.

У детей, воспитывающихся в детском доме, наиболее грубо и стойко страдает смысловой уровень речевой деятельности, особенно операция внутреннего программирования связных высказываний. Так среди детей детского дома было отмечено 50%, а у детей, обучающихся в школе – 26% пересказов на низком уровне, что проявилось в нарушении передачи общего смысла, неточности восприятия и воспроизведения логической взаимосвязи и последовательности событий, затруднения при оформлении смысловой программы в виде неразвернутого связного высказывания. Итак наша гипотеза нашла полное свое подтверждения.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми ...

Современные модели процесса обучения: внешние и внутренние признаки
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: совм ...

Методика ознакомления дошкольников с цифрами. Современные технологии развития числовых представлений дошкольников
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отг ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru