Речевые нарушения у школьников общеобразовательных школ

Страница 1

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Установлено, что нарушения письма у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития речи, когда страдают и фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая системы речи. Дисграфические ошибки при отсутствии коррекционных занятий сохраняются в письме школьников и в последующие годы. Поэтому чрезвычайно важным является раннее выявление дисграфии у младших школьников. С этой целью логопеды школьных логопедических пунктов в сентябре раздают тексты специально подобранных диктантов учителям 2-4 классов. Из написанных учениками диктантов логопед отбирает те, в которых встречаются дисграфические ошибки.

Характеристика специфических ошибок письменной речи.

1. Ошибки на уровне буквы и слога:

1.1. Пропуски букв и слогов. Они говорят о том, что ученик не выделяет в составе слова всех его компонентов. Чаще всего пропускаются буквы, которые обозначают гласные звуки, например, «рак» – «рк», «рыба» – «рба», «корова» – «крва». Буквы, которые обозначают согласные звуки, часто пропускаются при стечении согласных в слове, например, «стол» – «сол», «скрипка» – «скипка».

1.2. Вставление лишних букв в слово. Чаще всего это случается при стечении согласных, например, «тигр» – «тигар», «зубр» – «зубер».

1.3. Перестановки букв и слогов, например, «дрова» – «двора», «вертолёт» – «ветролёт»

1.4. Застревание на определённых буквах и слогах, например, «ходила» – «ходидила», «дерево» – «девево».

1.5. Замены букв. Указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:

- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных, «лифт» – «ливт», «любит» – «лубит». Очень распространённым является смешение свистящих и шипящих звуков, «старушка» – «старуска», «железо» – «зелезо»

- при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы – при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании. В этих заменах совпадает написание первого элемента двух букв. После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и – ш, л – м, п – т), или ошибочно выбирает следующий элемент (и – у, Г – Р, б – д).

У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.

2. Ошибки на уровне слова:

2.1. Раздельно написание частей слова наблюдается в таких случаях

- когда приставка или начальная буква слова напоминает предлог, союз или местоимение. Например, «называть» – «на зывать», «ядовитый» – «я довитый»

– при стечении согласных, «брали» – «б рали»

2.2. Слитное написание слов: – слитное написание предлога или союза с последующим словом, «в классе» – «вклассе», «с мамой» – «смамой»

- слитное написание двух самостоятельных слов, «все дети» – «вседети». В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно, «Ягулялнаулице».

– морфологические ошибки. Неправильное словообразование при помощи приставки и суффикса, «безусый» – «безусатый», «коровий» – «коровный».

3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:

3.1. Отсутствие заглавной буквы в начале предложения

3.2. Отсутствие точки в конце предложения

3.3. Неправильная связь слов в предложении или словосочетании:

– неумение правильно использовать грамматические категории рода и числа («пять ёлочков», «наступил ночь»)

– неправильный порядок слов в предложении («Мы ездили к бабушке летом и на море»)

Психологическое обследование обнаруживает, что в ряде заданий дети с нарушениями письма испытывают существенно большие трудности, чем дети без нарушений. Характерным для детей с нарушениями письма является тот факт, что обнаруженные нарушения образуют определённые виды объединений. Наиболее распространены такие:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...

Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru