Речевые нарушения у школьников общеобразовательных школ

Страница 1

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Установлено, что нарушения письма у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития речи, когда страдают и фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая системы речи. Дисграфические ошибки при отсутствии коррекционных занятий сохраняются в письме школьников и в последующие годы. Поэтому чрезвычайно важным является раннее выявление дисграфии у младших школьников. С этой целью логопеды школьных логопедических пунктов в сентябре раздают тексты специально подобранных диктантов учителям 2-4 классов. Из написанных учениками диктантов логопед отбирает те, в которых встречаются дисграфические ошибки.

Характеристика специфических ошибок письменной речи.

1. Ошибки на уровне буквы и слога:

1.1. Пропуски букв и слогов. Они говорят о том, что ученик не выделяет в составе слова всех его компонентов. Чаще всего пропускаются буквы, которые обозначают гласные звуки, например, «рак» – «рк», «рыба» – «рба», «корова» – «крва». Буквы, которые обозначают согласные звуки, часто пропускаются при стечении согласных в слове, например, «стол» – «сол», «скрипка» – «скипка».

1.2. Вставление лишних букв в слово. Чаще всего это случается при стечении согласных, например, «тигр» – «тигар», «зубр» – «зубер».

1.3. Перестановки букв и слогов, например, «дрова» – «двора», «вертолёт» – «ветролёт»

1.4. Застревание на определённых буквах и слогах, например, «ходила» – «ходидила», «дерево» – «девево».

1.5. Замены букв. Указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:

- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных, «лифт» – «ливт», «любит» – «лубит». Очень распространённым является смешение свистящих и шипящих звуков, «старушка» – «старуска», «железо» – «зелезо»

- при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы – при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании. В этих заменах совпадает написание первого элемента двух букв. После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и – ш, л – м, п – т), или ошибочно выбирает следующий элемент (и – у, Г – Р, б – д).

У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.

2. Ошибки на уровне слова:

2.1. Раздельно написание частей слова наблюдается в таких случаях

- когда приставка или начальная буква слова напоминает предлог, союз или местоимение. Например, «называть» – «на зывать», «ядовитый» – «я довитый»

– при стечении согласных, «брали» – «б рали»

2.2. Слитное написание слов: – слитное написание предлога или союза с последующим словом, «в классе» – «вклассе», «с мамой» – «смамой»

- слитное написание двух самостоятельных слов, «все дети» – «вседети». В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно, «Ягулялнаулице».

– морфологические ошибки. Неправильное словообразование при помощи приставки и суффикса, «безусый» – «безусатый», «коровий» – «коровный».

3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:

3.1. Отсутствие заглавной буквы в начале предложения

3.2. Отсутствие точки в конце предложения

3.3. Неправильная связь слов в предложении или словосочетании:

– неумение правильно использовать грамматические категории рода и числа («пять ёлочков», «наступил ночь»)

– неправильный порядок слов в предложении («Мы ездили к бабушке летом и на море»)

Психологическое обследование обнаруживает, что в ряде заданий дети с нарушениями письма испытывают существенно большие трудности, чем дети без нарушений. Характерным для детей с нарушениями письма является тот факт, что обнаруженные нарушения образуют определённые виды объединений. Наиболее распространены такие:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких дет ...

Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как ...

Особенности развития подростка
Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уж ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru