Основным итогом проведённого исследования стала разработка теоретико-методологических, научно-педагогических и организационно-системных основ процесса организации профильного обучения на старшей ступени общего образования в современной России. В ходе проведённого исследования получены следующие основные результаты.
1. Выявлена система социально-экономических факторов, обусловивших введение профильного обучения на старшей ступени общего образования (процессы интеграции системы общего образования и профессиональной сферы; включение в социальный образовательный заказ требований обеспечения условий для более осознанного и качественного самоопределения учащихся; феномен "кризиса знаний" и др.). Установлено, что между процессами социально-экономического развития того или иного региона и профилизацией старшей школы в данном регионе существует взаимное влияние. Как показали результаты федерального эксперимента, профилизация обучения выступает не только и не столько в качестве традиционной "учебно-методической" задачи, но и как процесс серьезной институциональной трансформации системы образования, нацеленной, в конечном счете на рост ее качества и эффективности – в том числе и за счет качественного усиления конкурентности образовательной среды. Высокая конкурентность образовательной среды есть, с одной стороны, фактор, способствующий активной профилизации; в свою очередь, процессы профилизации начинают выступать в качестве общего стимула роста образовательной конкурентности на местах и в конечном счёте становятся одним из значимых факиров социально-экономического развития региона.
2. Осуществлён анализ российских и зарубежных исследований в области профильного обучения и соответствующей образовательной практики, выявлены основные подходы к проектированию моделей профильного обучения. Определены уровни проектирования моделей профильного обучения: концептуальный (определяется назначение и сущность профильного обучения), организационный (определяются организационно-методические условия и организационные механизмы), дидактический (определяются технологии построения содержания образования и технологии обучения в условиях введения профильного обучения), методический (определяется специфика обучения отдельным предметам в условиях профильного обучения).
3. Определены сущность и специфика профильного содержания общего образования. Профильное содержание общего образования представляет собой особую культурно-образовательную реальность, занимающую промежуточное положение между традиционным академически ориентированным содержанием общеобразовательных учебных предметов и функционально направленным содержанием профессиональной подготовки.
4. Выявлены условия социальной и педагогической эффективности введения профильного обучения в современной России: учёт готовности регионов и школ к введению профильного обучения; опора на опыт федерального эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования; многоцелевое использование информационных и телекоммуникационных технологий; введение профильного обучения в контексте комплексной модернизации общего образования и во взаимосвязи с такими изменениями в системе школьного образования, как совершенствование системы оплаты труда, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, введение новых форм оценки качества общего образования.
Полезная информация:
Классификации задержки психического развития
Существует несколько классификаций задержки психического развития. Первая клиническая классификация предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие пси ...
Принцип научности
Он предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой, а используемые методы обучения должны быть по своему характеру приближены к методам соответствующей науки. Научность обучения обеспечивается соответствием учебных планов и учебных программ уровню развития нау ...
Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй
половине XX столетия
В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, ...