Особенности муниципального и школьного уровней управления

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности муниципального и школьного уровней управления

Страница 8

Сформулирован набор требований к индикаторам, которые должны использоваться в рамках системы мониторинга готовности к введению профильного обучения: способность отражать значимые, ключевые характеристики оцениваемых параметров; возможность назначения целевых значений индикатора; соответствие особенностям конкретных уровней системы образования; экономичность и минимизация системы индикаторов с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых индикаторов (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); целостность и взаимодополняемость индикаторов; удобство применения и возможность использования индикаторов как во внешней оценке готовности к введению профильного обучения, так и для самооценки, внутреннего мониторинга и экспертизы. С учётом перечисленных требований разработан набор индикаторов готовности образовательной системы к введению профильного обучения, включая следующие их типы: индикаторы наличия; индикаторы количества; индикаторы качества; индикаторы эффективности экономичности; индикаторы времени.

Уточнено содержание управленческих терминов "введение" и "распространение" применительно к профильному обучению. Введение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание в системе образования того или иного масштаба первичных прецедентов практики профильного обучения. Распространение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на расширение в рамках данной системы образования имеющейся практики профильного обучения, вплоть до полного охвата ею всех общеобразовательных учреждений системы, имеющих старшую ступень обучения.

На основе анализа региональной практики выделены три основных модели введения и распространения профильного обучения. В основу определения того или иного типа модели положено то или иное соотношение двух наиболее существенных особенностей региональной (муниципальной) системы образования, которые необходимо учитывать в процессе введения и распространения профильного обучения. Эти особенности таковы: 1) допустимая степень автономности действий объекта управления – более низкого уровня в иерархии управления образованием (муниципальных органов управления образованием – относительно регионального органа управления образованием; отдельных школ – относительно муниципального органа управления образованием); 2) предполагаемая степень активности и инициативности объекта управления. Сочетание указанных критериев образует различные полярные типы ситуации, предполагающие различные сочетания полюсов из двух указанных выше пар, которым соответствует та или иная модель введения и распространения профильного обучения. Проектная модель введения и распространения профильного обучения: высокая степень автономности объекта управления и высокая степень его инициативности. Программно-целевая модель введения и распространения профильного обучения: высокая степень кооперации объекта управления и высокая степень его инициативности. Модель "прямого управления" введения и распространения профильного обучения: низкая степень активности объекта управления в сочетании с любой степенью автономности/кооперации. Первые две модели наиболее эффективны для ведение профильного обучения; в работе рассмотрены их основные особенности.

Программно-целевая модель предполагает в качестве основного механизма управления процессами введения и распространения профильного обучения использовать целевую программу. Определены особенности региональных / муниципальных целевых программ указанного назначения и подхода к их разработке: инновационный характер программы, опора при ее разработке на опыт и традиции разработки программ развития; связь программ введения и распространения профильного обучения с региональными / муниципальными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании; необходимость широкого общественного участия в разработке и обсуждении программы; необходимость привлечения к разработке программы всего научного потенциала региона; акцент на опережающем ресурсном обеспечении программ с учетом возможностей региона; необходимость работы с общественным сознанием в связи с переходом на профильное обучение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Методика исследования уровня самооценки
Исследование уровня самооценки проводились по тесту-опроснику. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможны 5 вариантов ответов, каждые из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, проставляются баллы в зависимости от выбранного варианта ответа: “очень ...

Возрастные особенности младшего школьника
Физиологические особенности В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. ...

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации
Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это пло ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru