Особенности муниципального и школьного уровней управления

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности муниципального и школьного уровней управления

Страница 8

Сформулирован набор требований к индикаторам, которые должны использоваться в рамках системы мониторинга готовности к введению профильного обучения: способность отражать значимые, ключевые характеристики оцениваемых параметров; возможность назначения целевых значений индикатора; соответствие особенностям конкретных уровней системы образования; экономичность и минимизация системы индикаторов с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых индикаторов (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); целостность и взаимодополняемость индикаторов; удобство применения и возможность использования индикаторов как во внешней оценке готовности к введению профильного обучения, так и для самооценки, внутреннего мониторинга и экспертизы. С учётом перечисленных требований разработан набор индикаторов готовности образовательной системы к введению профильного обучения, включая следующие их типы: индикаторы наличия; индикаторы количества; индикаторы качества; индикаторы эффективности экономичности; индикаторы времени.

Уточнено содержание управленческих терминов "введение" и "распространение" применительно к профильному обучению. Введение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание в системе образования того или иного масштаба первичных прецедентов практики профильного обучения. Распространение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на расширение в рамках данной системы образования имеющейся практики профильного обучения, вплоть до полного охвата ею всех общеобразовательных учреждений системы, имеющих старшую ступень обучения.

На основе анализа региональной практики выделены три основных модели введения и распространения профильного обучения. В основу определения того или иного типа модели положено то или иное соотношение двух наиболее существенных особенностей региональной (муниципальной) системы образования, которые необходимо учитывать в процессе введения и распространения профильного обучения. Эти особенности таковы: 1) допустимая степень автономности действий объекта управления – более низкого уровня в иерархии управления образованием (муниципальных органов управления образованием – относительно регионального органа управления образованием; отдельных школ – относительно муниципального органа управления образованием); 2) предполагаемая степень активности и инициативности объекта управления. Сочетание указанных критериев образует различные полярные типы ситуации, предполагающие различные сочетания полюсов из двух указанных выше пар, которым соответствует та или иная модель введения и распространения профильного обучения. Проектная модель введения и распространения профильного обучения: высокая степень автономности объекта управления и высокая степень его инициативности. Программно-целевая модель введения и распространения профильного обучения: высокая степень кооперации объекта управления и высокая степень его инициативности. Модель "прямого управления" введения и распространения профильного обучения: низкая степень активности объекта управления в сочетании с любой степенью автономности/кооперации. Первые две модели наиболее эффективны для ведение профильного обучения; в работе рассмотрены их основные особенности.

Программно-целевая модель предполагает в качестве основного механизма управления процессами введения и распространения профильного обучения использовать целевую программу. Определены особенности региональных / муниципальных целевых программ указанного назначения и подхода к их разработке: инновационный характер программы, опора при ее разработке на опыт и традиции разработки программ развития; связь программ введения и распространения профильного обучения с региональными / муниципальными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании; необходимость широкого общественного участия в разработке и обсуждении программы; необходимость привлечения к разработке программы всего научного потенциала региона; акцент на опережающем ресурсном обеспечении программ с учетом возможностей региона; необходимость работы с общественным сознанием в связи с переходом на профильное обучение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Как было отмечено в отечественной педагогической психоло­гии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных фак­торов успешности педагогической деятельности являются «лич­ностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких ка­честв, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скр ...

Получение информации
Исследователю в зависимости от того, как он решит поступить, либо самому приходится собирать необходимые данные, либо полностью полагаться на существующие данные, уже собранные кем-то другим. В последнем случае данные могут быть опубликованными или неопубликованными. Иногда исследователь собирает д ...

Нарушения фонетико-фонематического строя речи
Здоровый ребенок 3-4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую норму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений. В то же время у ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru