– подписание договоров о сетевом взаимодействии, в том числе предполагающих включение ОУ в действующую муниципальную сеть ПО;
– выбор образовательных технологий и методик ПО.
Во-вторых, только на школьном уровне в единстве осуществляются подпроцессы собственно введения ПО (как изменения в содержании образования и образовательном процессе конкретного учреждения), ресурсного обеспечения перехода на ПО (в части, подвластной субъектам школьного уровня, входящей в их компетенцию) и управленческого сопровождения этого перехода (в данном случае – в рамках деятельности субъектов внутришкольного управления и привлекаемых ими партнеров).
В третьих, от органов управления, методических служб и других субъектов вышележащих уровней системы образования школа вправе ожидать своевременной и адекватной ресурсной и управленческой поддержки в части, выходящей за рамки возможностей отдельно взятого учреждения. Школьный уровень объективно является поэтому своеобразным заказчиком на услуги вышестоящих уровней системы, и именно от его нужд и потребностей должны отстраиваться проекты и программы введения ПО на вышестоящих уровнях. Оценка усилий уровней системы образования, лежащих выше школы, должна находиться в прямой зависимости от их вклада в создание условий введения ПО в школах подведомственных территорий.
Наконец, субъекты школьного уровня в наибольшей степени заинтересованы в объективной оценке введения ПО.
Таким образом, школьный уровень управления – центральный для введения системы ППП и ПО. Если на региональном и муниципальном уровнях управления основная задача – верно задать "правила игры", то на школьном уровне управление имеет своими объектами собственно "игроков" – педагогов школ, непосредственно осуществляющих педагогическую деятельность по ППП и ПО. При этом наличие даже самых оптимальных "правил игры" (в нашем случае – полноценного и разностороннего ресурсного обеспечения введения ПО) не гарантирует того, что "игроки" будут "играть по этим правилам". Это связано с двумя проблемами: квалификацией и мотивацией, объединёнными термином "кадровое обеспечение профильного обучения". Основные подходы к решению данных проблем будут представлены далее, в главе 4 настоящей дисертации.
Рассмотрена проблема оценки готовности территории к введению профильного обучения. Готовность к введению профильного обучения – состояние образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной), характеризуемое наличием в этой системе необходимых и достаточных условий внутреннего и внешнего характера, позволяющих в разумные сроки обеспечить на достойном качественном уровне и при рациональном расходовании ресурсов, времени и усилий участников образовательного процесса успешное (а на региональном и муниципальных уровнях и массовое) введение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Установлено, что готовность образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной) к введению профильного обучения следует рассматривать на различных качественных уровнях: высокий уровень – полная готовность, когда имеются все необходимые и достаточные условия, и речь идет только о времени, которое требуется для массового перехода на профильное обучение; средний уровень – неполная готовность, когда наличествуют лишь некоторые из этих условий, и создание недостающих условий требует дополнительного времени и усилий; низкий уровень – нулевая готовность, при которой необходимые условия практически не созданы.
Проведённый анализ показал, что на сегодняшний день в большинстве регионов можно говорить о неполной готовности к массовому введению профильного обучения, в связи с чем имеется настоятельная необходимость осмысления этой ситуации и интенсификации усилий по созданию комплекса недостающих условий. Введение профильного обучения должно проходить по мере готовности образовательных систем. Это требует соответствующих инструментов, среди которых следует выделить два взаимосвязанных: во-первых, индикативное планирование введения профильного обучения и, во-вторых, мониторинг готовности к введению профильного обучения; их особенности рассмотрены в работе.
Полезная информация:
Личностно ориентированные технология обучения
Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения
- создание условий для обеспечения собственной ...
Понятие педагогика, образование, обучение,
воспитание
Педагогика - наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и взрослых людей с помощью определённой системы воздействия. В переводе с греческого - детоводство. Воспитание - процесс подготовки к жизни и выбору профессии. Воспитание одна из категорий педагогики. Оно возн ...
Роль кабинета иностранных языков в создании языковой среды
Под языковой средой мы понимаем комплекс естественных и искусственно создаваемых условий для погружения и укоренения в культуре и приобретения посредством этого социальнозначимых качеств, а также достижение поставленных целей. В нашем исследовании создаваемая языковая среда ограничивается рамками к ...